Консультация для родителей
«Что должны
знать
родители о
ФГОС ДО»
Мы уже знаем, что введение ФГОС
связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного
образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые
возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования
не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного
возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что
достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний,
умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе
обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить,
что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования
заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность.
Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт
дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и
тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к
результатам освоения программы.
Здесь необходимо понимать, что если к
дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем,
что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства,
не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического
развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к
школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и
навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по
подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей
дошкольного возраста.
Поэтому, в дошкольном образовании определены
две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования.
Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к
условиям ее реализации.
При этом педагогам дается ориентир конечной
цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов
программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны
такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки),
которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например,
физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый,
общительный и др.
Основная общеобразовательная программа
помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она
призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть
успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым
дошкольным учреждением.
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но
это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников.
Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая
форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным
особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике
понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления
его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Новый документ ставит во главу угла
индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности
дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения
роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей
главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на
первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной
модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности
уже давно назрела.
Ведущими видами детской деятельности станут:
игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,
продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности
соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает
совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее
развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В
программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития
элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это
заложено в образовательные области.
Образовательные области введены для поддержания
баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной
степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного
образования.
Если говорить о содержании дошкольного образования, то
необходимо отметить, обязательность его
соответствия заявленным в ФГОС принципам:
- принцип развивающего образования, целью
которого является развитие ребенка;
- принцип необходимости и
достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному
"минимуму")
- принцип интеграции образовательных областей
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
Программа
строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в
структурировании программного материала.
Все образовательные области связаны друг с
другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал;
взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и
обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей
обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких
специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре
участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме.
- комплексно-тематический принцип построения
образовательного процесса;
В соответствии с комплексно-тематическим
принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации
образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение
образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо
значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий
будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими
событиями являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др.),
международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это
радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно
готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной.
Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное,
заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий
по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
- решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность,
осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и
самостоятельной деятельности детей;
Изменяется способ организации детских видов
деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность
взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития
в дошкольном детстве.
- взаимодействие с родителями;
Документ ориентирует на взаимодействие с
родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании
условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном
возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители
должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех
проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними
наблюдателями.
-
И что еще очень важно, основная программа
дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными
программами начального образования, чего не было ранее.
Перспектива реформирования дошкольного
образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается
попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного
воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и
неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание
того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но
и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким образом, новые стратегические ориентиры
в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых,
система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами
общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в
приказе много положительного:
Желание
сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
Создание условий для того, чтобы воспитатель
мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику
национально-культурных и природных географических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс и многое другое.
Попытка повлиять на сокращение и упрощение
содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления
целевых ориентиров для каждой образовательной области.
Стремление к формированию инициативного,
активного и самостоятельного ребенка.
Отказ от копирования школьных технологий и
форм организации обучения.