Родительское собрание во второй группе раннего
возраста на тему «Возрастные особенности детей
раннего возраста».
Программное содержание:
• познакомить родителей с
понятиями "адаптация”, "адаптационный период”;
• помочь родителям понять
своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
• помочь родителям и
детям уметь понимать друг друга;
• создание
благоприятной атмосферы общения в семье;
• установление контакта между родителями
и педагогами.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Адаптация детей к
ДОУ;
3. Выбор родительского
комитета;
4. Правила нашей группы;
5. О разном.
Ход собрания:
Добрый вечер.
Уважаемые родители!
«Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание. В детском саду вашим детям и вам
вместе с ними предстоит прожить ещё долгих пять лет. Станут ли эти годы для
вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися –
это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада.
Адаптация - это приспособление организма к
изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад,
несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много
незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Вот изменения, с которыми
сталкивается ребенок в детском саду и к которым ему нужно приспособиться:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных
рядом;
• длительный контакт
со сверстниками;
• необходимость
слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение
персонального внимания именно к нему;
• особенности нового
пространственно-предметного окружения
И ваши опасения не
случайны. Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный
стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания.
Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.
Всем известно, что
начало учебного года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них
условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые
условия детской среды.
Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с
мамой.
Многочисленные
исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что
привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так
называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье
смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников
науки о раннем возрасте профессор
Н. М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в
дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример:
садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево,
стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря
на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.
Взрослые в семье
понимают, что адаптационный период — один из самых сложных в жизни ребенка. Все
волнуются за него. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в
незнакомой обстановке - это является стрессом для ребенка.
По характеру поведения
при поступлении в детский сад
детей условно можно разделить на 4 группы.
Первая группа. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему:
громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т. п. они то просятся на руки к
взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может
внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы
через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30
дней.
Вторая группа – немногочисленная, 2-3
ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены,
насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от
порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше
столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят,
уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат,
не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними
в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.
Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от
индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие
трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают,
чаще болеют.
В третью группу можно выделить
коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не
робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет инициативу общения с
ними. Он сообщает, что пришел в гости к детям, хотя даже не смотрит в их
сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на
презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома
необыкновенные игрушки, какой у него брат и т. д. Целый день он рассказывает о
своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием
демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и
ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не
выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней,
на большего у него не хватает информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние,
резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от
детей первой группы.
В четвёртую группу выделяются дети, которые
адаптировались с первого дня
и посещают сад с большим удовольствием и посей день.
Проходит время (у
каждого свое, и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно
отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается,
расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние
приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со временем он перестает
плакать при расставании с родителями,
адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные
сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени
обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении
адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания
адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон
малыша как в дневное, так и в ночное время.
Дорогие родители! Хотелось бы заострить Ваше
внимание не нескольких моментах.
Полная адаптация
ребенка к детскому саду
возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо
заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей
прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик
любимую игрушку. Если ребенок сильно скучает, облегчить его состояние сможет
фотография мамы в шкафчике для одежды или под подушкой его кроватки, тому же
самому может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например: ее
шарфик или платочек.
Проявляйте как можно
больше интереса к его занятиям в детском
саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и
аппликации, которые он приносит; любознательность, и стремление к действию
возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при
доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным
поощрениям.
В первое время ребенок может сильно
уставать в детском саду:
новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа.
Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его
адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому
режиму.
Поддерживайте
отношения с воспитателем и другими родителями.
Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу.
Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Помните, что с началом
посещения детского сада
ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям
важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь
уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе
мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал
ваш малыш, как пошел в детский сад,
каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день
в детском саду. Будьте
нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с
поступлением в детский сад,
удастся избежать.
А сейчас перейдем к
следующему вопросу нашего мероприятия - это выбор родительского комитета.
Следующий вопрос «О
разном».
1. Срок оплаты квитанций.
2. О средствах личной гигиены (запасное бельё, ничего лишнего в шкафах,
расчёски, носовые платки, вовремя обстриженные ногти).
3. Звоните и предупреждайте о болезни или опозданиях.
Большое спасибо, что
нашли время прийти к нам на собрание.
Думаем, что вам было интересно. И следующие встречи будут такими же интересными
и плодотворными.