побуждают
ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой.
Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко
и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.
Таким образом, при выборе игрушек важно
понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости,
потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные
ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному
развитию ребенка.
Необходимо познавательные устремления
детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные.
Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких игр.
Очевидная надпись
Цели: пробуждение любопытства, обеспечение возможности переживания успеха, совершенствование чувственного
восприятия.
Ход игры
Вы пальцем рисуете на
ладони (спине, плече) ребенка геометрические фигуры (предметы, буквы, цифры), а
он отгадывает, что
вы нарисовали (написали).
Что я делаю?
Цели: развитие любознательности, воображения.
Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете
придумать много вариантов использования не по назначению.
Ход игры:
Игра проводится во время семейных посиделок, детских праздников. Игроки
садятся по кругу. Без слов, по очереди каждый игрок должен показать, в качестве
чего можно использовать тот, или иной предмет. Кто первым из зрителей
догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать. (Например, можно
использовать метлу в качестве скаковой лошади, партнера по танцам, костыля).
«Что я видел не скажу,
а что делал покажу».
Цели: развитие воображения, любознательности.
Ход игры
Ведущий показывает, какое либо действие без слов,
а игроки отгадывают, что он делает (например, ест яблоко (кашу), пьет, читает,
рисует и т.д.). Отгадавший становится ведущим.
МАДОУ «Тяжинский
детский сад №3
«Золотой ключик»
ПАМЯТКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Развитие
любознательности у детей 5-6 лет.
Есть у меня шестеро слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде…
Зовут их: «Как и почему,
Кто, что, когда и где…»
Р. Киплинг
В
Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к
приобретению новых знаний, пытливый». Как же развить детскую
любознательность, не дать угаснуть природной детской пытливости?
У шестилетнего ребенка уже накоплен
индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и
обращается психическая активность ребенка внутрь. «Мысль уходит в подполье».
Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение
шестого года жизни. Нарастают различия
между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с
числами и т.д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли
вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими
словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом
этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуаль-ные решения.
Однако взрослые должны знать, что если
ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности
речевого развития, значит нельзя перегружать ребенка словесными
логическими заданиями.
Несколько слов хочется сказать об
игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие
ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.
Игрушка – важная составная часть
культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с
тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и
непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители
современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или
предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные
особыми свойствами, связанные с
глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность
ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь
не монстр и не трансформер, а найденная ребенком
ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и
противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных
материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и
готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы
знаковой системы). Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание
детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу
моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности).
Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым.
Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.
Важно при выборе игрушки понять, какое
послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры,
привидения, пауки и скелеты приводят к
разрушению целостности психики ребенка. Игрушки с заданной программой