Подготовка ребенка к школьному
обучению.
Это задача
комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно,
и реализация этой задачи должна осуществляться в соответствующем ключе. Конечно
же, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким и здоровым. Однако
когда речь идет о подготовке ребенка к школе, в первую очередь необходимо
серьезно позаботиться о психологической готовности. Одной из наиболее
распространенных причин школьной неуспеваемости является то, что многие дети
«малы» психологически, т.е. не готовы к школьному типу обучению. Требования,
которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований,
к которым он привык в детском саду и дома. Первоклассник должен быть более
самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашние
задания и т.п.), должен уметь управлять своим поведением (не отвлекаться во
время урока, не перебивать других, не вставать с места без разрешения,
направлять свое внимание на решение учебных задач и т.п.). Это нужно для того,
чтобы начало школьного обучения стало благополучным стартом нового этапа
развития, ребенок быть готов к новым формам сотрудничества с взрослыми.
Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах
неуспеваемости и нервозах, повышенной школьной дезадаптации. Во многом задачу
по подготовке ребенка к школе можно считать решенной, если воспитатель и
родители сформировали у него положительное отношение к ней, если школа
привлекает старшего дошкольника главным образом новой интересной и серьезной
деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих
взрослых. Тяга ребенка в школе очень велика и естественна. Однако нередко можно
встретить и таких детей, которые боятся идти в школу. Чаще всего причиной
подобного отношения является то, что детей запугивают сами взрослые: «Ты же
двух слов связать не можешь. Как ты в школу пойдешь?», «Снова ты ничего не
знаешь. Как ты будешь учиться? Одни двойки и будешь получать», - а это
очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе
детям.
Понятной
становится боязнь и тревога этих детей, связанная с поступлением в школу, ведь
у них уже заранее сложилась негативная установка: в школе их ждут одни
неприятности и огорчения.
Если же
ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии
относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет учиться очень
неровно. Успехи налицо, если занятия вызывают у него непосредственный интерес.
Но если – нет, и надо выполнять учебные задания из чувства долга и
ответственности, такой первоклассник делает их небрежно, наспех и хорошего
результата, как правило, не достигает.
Изменения,
происходящие в сфере отношений с другими людьми, не могут не отразиться на
отношении ребенка к самому себе. На рубеже старшего дошкольного и младшего
школьного возрастов происходит качественный скачок в изменении самоотношения
ребенка.
В развитии самосознании, самооценки ребенка одним из
главных факторов служит оценка взрослого. Здесь следует отметить, что
отрицательная самооценка взрослого, вступающая в противоречие с собственной
оценкой ребенка, специфично воспринимается им и не способствует ни дальнейшим
контактам с взрослым, ни продолжению деятельности.
Воображение важнее, чем знания.
Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и
интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную
подготовленность ребенка. Современное развитие общества диктует изменение
содержания и методов школьного обучения. И от детей, поступающих в школу
сегодня, для успешного их обучения, соответственно, требуются несколько иные
качества, чем даже 3-5 лет назад. Наиболее отчетливо эти изменения в
требованиях появляются в отношении умственной подготовленности будущего
школьника.
Однако формирование у детей определенных, пусть даже весьма значимых для
школьного обучения, знаний, умений и навыков, в которых так заинтересованы
современные родители и даже некоторые педагоги, еще не гарантируют успешности
обучения в будущем. Конечно, определенный кругозор, многие конкретные знания и
умения необходимы дошкольнику как фундамент, как основа того нового, что будет
им в дальнейшем освоено в школе. Но этого еще недостаточно, чтобы ребенок
овладел программой современной школы. Практика показывает, что нет прямого
соответствия между запасом «круга представлений» и тем общим уровнем
умственного развития, который обеспечивает успешность учебы в школе. Стремление
же родителей повысить уровень умственного развития своего ребенка за счет
«натаскивания», напичкивания их всевозможными знаниями зачастую ведет к
обратному результату. У такого «энциклопедически» развитого ребенка чаще всего
отсутствует сформированность элементарных понятий, снижена знаковая функция
мышления, недостаточно развито воображение. Следовательно, преждевременные
знания могут не только помогать, но чаще всего, мешать психическому
развитию детей. Другими словами, чрезмерное внимание к формальному
интеллекту в раннем и дошкольном возрасте препятствует развитию воображения,
которое, как установлено исследователями, является генетически исходным по
отношению к мышлению и тем самым служит наиболее важным показателем уровня
личностного созревания.
Интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития
познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь
хорошее восприятие. Творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы
и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы
(умозаключения), действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели,
контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный
умственный интерес, инициативу и организованность, достигать определенных
результатов в своей работе, действовать самостоятельно. Обладание этими
умениями и обеспечивает ребенку высокий уровень обучаемости.
Учите детей удивляться.
Не менее
значительным показателем развития интеллектуальной сферы поступающего в школу
ребенка служат сформированные у него уровень познавательного отношения к
действительности и способность удивляться, искать причины замеченного.
Стремление к
познанию почти неисчерпаемо у нормально развивающегося дошкольника. Вопросами
«Почему?», «Что?», «Зачем?» они постоянно атакуют взрослого. Именно
детские вопросы являются важнейшим показателем познавательной активности
ребенка, познавательного отношения к миру.
Однако
познавательный интерес не одинаково развит у детей. Внимательному глазу
педагога нетрудно определить «теоретиков» с бескорыстным интересом ко всему
окружающему и «практиков» - ребят, которых больше привлекает практическая,
бытовая деятельность. И именно эта особенность чаще всего отсутствует у
неуспевающих первоклассников, для которых характерна так называемая «интеллектуальная
пассивность». Такие дети, хотя и обнаруживают нормальное умственное развитие в
игре и практической деятельности, не справляются с самым простыми учебными
заданиями. Причина такого явления
кроется в отрицательном отношении к самостоятельной интеллектуальной задаче, в
отсутствии «теоретического» отношения к ней. Отсюда и стремление ребенка
избежать активной мыслительной деятельности, использовать разные «обходные» пути
типа «угадывания», действия только по подсказке педагога, механическое
запоминание и т.п. Этот факт доказывает необходимость развития у дошкольников
любознательности, познавательного интереса к окружающему миру. Но эта важная
для успешного обучения черта появляется не сразу.
Необходимую
предпосылку развития любознательности составляют
ориентировочно-исследовательские реакции, вызываемые новизной окружающих
предметов. В младшем возрасте любопытство ребенка вызывает яркая игрушка или ее
неожиданное исчезновение – это так называемая внешняя сенсорная новизна.
Позднее слово любознательность малыш проявляет к новизне внутренней,
интеллектуальной. Но такого перехода может и не произойти, если роль ребенка
ограничена всего лишь пассивным созерцанием окружающего, если он постоянно слышит:
«Не лезь!», «Не трогай!», «Не мешай!», «Не болтай лишнего!» и т.п.
Вот почему
так важно включать ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он
сам сможет обнаруживать и новые свойства предметов, и встретиться с
противоречивыми явлениями. Они-то и обостряют наблюдательность, заставляют
ребенка активно мыслить. Особую радость испытывает ребенок, когда он сам может
дать ответ на возникший у него вопрос, когда на смену одному возникают все
новые и новые вопросы.