Праздник 5 августа – Международный день светофора.
История возникновения и классификация светофоров.

«Самый главный на дороге –
Говорили мне друзья –
Разноглазый, одноногий,
С ним шутить никак нельзя».
Я немного испугался
Слыша этот разговор,
Но увидев, догадался –
Это ж просто – светофор.

И. Даль

Не зря статью, посвященную наиважнейшему регулировщику движения на дорогах, открывает именно детское стихотворение. Ведь тесное знакомство со светофором каждый из нас начинает еще в детстве, не прекращая эту полезную дружбу вплоть до конца своих дней. Подобно людям определенной профессии, «разноглазый постовой» имеет свой собственный праздник, отмечаемый ежегодно. Дата проведения праздника «Международный день светофора» – 5 августа.

История возникновения светофора

Момент празднования Международного дня светофора выбрали в соответствии с историческими сведениями, свидетельствующими о том, что в 1914 году, то есть ровно 100 лет назад, мир увидел первый прототип современного регулирующего устройства. Произошло сие в США, городе Кливленд. Автором изобретения стал инженер Джеймс Хог, его детище установили на пересечении стопятой улицы и авеню Эвклид сразу в нескольких экземплярах. Отличительной особенностью данных светофоров являлось наличие фонарей двух цветов: зеленого и красного, а также издание звукового сигнала в момент переключения света.

Разумеется, светофор Джеймса Хога не был первым в своем роде, как уже говорилось выше, а представлял собой предшественника современного регулирующего устройства. До американского инженера подобную аппаратуру создал Лестер Вайр, тоже гражданин США. Его вариант искусственного постового также работал от электрической сети, имел два световых сигнала – соответственно зеленого и красного цветов, но, правда, без звука. Это устройство вполне могло украсить американские улицы вместо появившегося два года спустя «музыкального» светофора, однако сей проект не получил, к сожалению, патента.

    Ну а как регулировали движение на дорогах до появления электрических устройств? Для этого использовали светофор, изобретенный в XIX веке, а именно в 1868 году инженером Джоном Пик Найтом. Он совсем не походил ни на первые электрические регулировочные аппараты, ни тем более на современные. Внешний вид светофора XIX-го века очень напоминал таковой семафора, выполняющего аналогичную функцию на железнодорожных путях. Ему было свойственно ручное управление, а представлял светофор собой набор из двух семафорных стрелок: горизонтальная говорила о необходимости остановиться, расположенная под углом в 45º - о возможности перемещения. Ночной вариант отличался тем, что стрелки сменялись газовыми фонарями красного (остановка) и зеленого (перемещение) цветов.

Но вернемся к электрическим светофорам. После изобретения Джеймса Хога, казалось, ничто уже ни сможет удивить пешеходов. Но как бы ни так! В 1920 году появились трехцветные устройства, регулирующие движение на дорогах – опять же в Америке, на этот раз в Детройте и Нью-Йорке. Авторами изобретения выступили два ученых – Уильям Потте и Джон Ф.Харрис.

В Европе сначала светофоры были установлены на французских улицах в 1922 году, а уже потом во всех остальных государствах. В Великобритании данное новшество украсили проспекты лишь 5 лет спустя.

Если говорить о нашей стране, то появление здесь автоматического регулировщика пешеходного и автотранспортного движения относится к советской эпохе. Самым первым городом, который обзавелся подобным устройством, стал Ленинград. Светофор установили на пересечении проспектов Невского и Литейного – тогда 25 Октября и Володарского. Произошло сие событие позже, чем во всей Европе – в 1930 году. Следом электронный регулировщик движения появился и в Москве.

Классификация светофоров

Устройство оптической сигнализации, которым является светофор, бывает нескольких видов. Самый распространенный из них – автомобильный, так как особую популярность среди всех имеющихся типов транспорта снискал автотранспорт. Данный вид светофоров представляет собой трехцветное (зеленый, желтый и красный) устройство для регулирования движения. Помимо стандартного набора оттенков имеют место быть также двухсекционные светофоры, в которых сигналы подаются красным и зеленым цветами. Они нужны для выполнения своих функций в местах, нуждающихся в усиленном транспортном надзоре.

Следующий вид светофора – это стрелочные секции. То есть помимо цветных «глаз» устройство оснащено еще и специальными стрелками. Предназначение таких светофоров точно такое же, как и обычных автомобильных.

Есть в мире и светофор с мигающими сигналами. Здесь прослеживается сходство с подобными устройствами, устанавливаемыми на ж/д переездах. Этот вид светофоров необходим на особо опасных участках дороги, например, в месте пересечения с трамвайными путями автодороги, на взлетно-посадочных полосах в аэропортах.

Регулировку движения по полосам проезжей части осуществляют при помощи ресиверного светофора. Подобное устройство имеет либо 3, либо 2 сигнала. В любом случае сигнал определенного цвета символизирует конкретные команды. Так, желтый сообщает, в каком направлении следует освободить полосу; красный - это запрет на перемещение по полосе, а зеленый разрешает перемещение.

Есть еще трамвайные, ж/д, речные светофоры. Придуманы даже регулирующие устройства для велосипедистов и в автоспорте. Каждый из них очень важен по-своему и оказывает неоценимую услугу как пешеходам, так и водителям транспортного средства.

Занимательные факты

В честь светофора установлены два памятника. Один расположен в Лондоне, другой - в Новосибирске. Будем надеяться, что в дальнейшем подобных символов станет больше – в знак уважения к электронному регулировщику!

Автор: Пономаренко Надежда женский сайт www.inmoment.ru