Праздник 5 августа –
Международный день светофора.
История возникновения и классификация светофоров.
Говорили мне друзья –
Разноглазый, одноногий,
С ним шутить никак нельзя».
Я немного испугался
Слыша этот разговор,
Но увидев, догадался –
Это ж просто – светофор.
И. Даль
Не зря
статью, посвященную наиважнейшему регулировщику движения на дорогах, открывает
именно детское стихотворение. Ведь тесное знакомство со светофором каждый из
нас начинает еще в детстве, не прекращая эту полезную дружбу вплоть до конца
своих дней. Подобно людям определенной профессии, «разноглазый постовой» имеет
свой собственный праздник, отмечаемый ежегодно. Дата проведения праздника «Международный день светофора» – 5 августа.
История возникновения светофора
Момент
празднования Международного дня светофора выбрали в соответствии с
историческими сведениями, свидетельствующими о том, что в 1914 году, то есть
ровно 100 лет назад, мир увидел первый прототип современного регулирующего
устройства. Произошло сие в США, городе Кливленд. Автором изобретения стал инженер
Джеймс Хог, его детище установили на пересечении стопятой улицы и авеню Эвклид
сразу в нескольких экземплярах. Отличительной особенностью данных светофоров
являлось наличие фонарей двух цветов: зеленого и красного, а также издание
звукового сигнала в момент переключения света.
Разумеется,
светофор Джеймса Хога не был первым в своем роде, как уже говорилось выше, а
представлял собой предшественника современного регулирующего устройства. До
американского инженера подобную аппаратуру создал Лестер Вайр, тоже гражданин
США. Его вариант искусственного постового также работал от электрической сети,
имел два световых сигнала – соответственно зеленого и красного цветов, но,
правда, без звука. Это устройство вполне могло украсить американские улицы
вместо появившегося два года спустя «музыкального» светофора, однако сей проект
не получил, к сожалению, патента.
Ну а как регулировали движение на дорогах
до появления электрических устройств? Для этого использовали светофор,
изобретенный в XIX веке, а именно в 1868 году инженером Джоном Пик Найтом. Он
совсем не походил ни на первые электрические регулировочные аппараты, ни тем
более на современные. Внешний вид светофора XIX-го века очень напоминал таковой
семафора, выполняющего аналогичную функцию на железнодорожных путях. Ему было
свойственно ручное управление, а представлял светофор собой набор из двух
семафорных стрелок: горизонтальная говорила о необходимости остановиться,
расположенная под углом в 45º - о возможности перемещения. Ночной вариант
отличался тем, что стрелки сменялись газовыми фонарями красного (остановка) и
зеленого (перемещение) цветов.
Но вернемся
к электрическим светофорам. После изобретения Джеймса Хога, казалось, ничто уже
ни сможет удивить пешеходов. Но как бы ни так! В 1920 году появились трехцветные
устройства, регулирующие движение на дорогах – опять же в Америке, на этот раз
в Детройте и Нью-Йорке. Авторами изобретения выступили два ученых – Уильям
Потте и Джон Ф.Харрис.
В Европе
сначала светофоры были установлены на французских улицах в 1922 году, а уже
потом во всех остальных государствах. В Великобритании данное новшество
украсили проспекты лишь 5 лет спустя.
Если
говорить о нашей стране, то появление здесь автоматического регулировщика
пешеходного и автотранспортного движения относится к советской эпохе. Самым
первым городом, который обзавелся подобным устройством, стал Ленинград.
Светофор установили на пересечении проспектов Невского и Литейного – тогда 25
Октября и Володарского. Произошло сие событие позже, чем во всей Европе – в 1930
году. Следом электронный регулировщик движения появился и в Москве.
Классификация светофоров
Устройство
оптической сигнализации, которым является светофор, бывает нескольких видов. Самый распространенный из них –
автомобильный, так как особую популярность среди всех имеющихся типов
транспорта снискал автотранспорт. Данный вид светофоров представляет собой
трехцветное (зеленый, желтый и красный) устройство для регулирования движения.
Помимо стандартного набора оттенков имеют место быть также двухсекционные
светофоры, в которых сигналы подаются красным и зеленым цветами. Они нужны для
выполнения своих функций в местах, нуждающихся в усиленном транспортном
надзоре.
Следующий
вид светофора – это стрелочные секции. То есть помимо цветных «глаз» устройство
оснащено еще и специальными стрелками. Предназначение таких светофоров точно
такое же, как и обычных автомобильных.
Есть в мире
и светофор с мигающими сигналами. Здесь прослеживается сходство с подобными
устройствами, устанавливаемыми на ж/д переездах. Этот вид светофоров необходим
на особо опасных участках дороги, например, в месте пересечения с трамвайными
путями автодороги, на взлетно-посадочных полосах в аэропортах.
Регулировку
движения по полосам проезжей части осуществляют при помощи ресиверного
светофора. Подобное устройство имеет либо 3, либо 2 сигнала. В любом случае
сигнал определенного цвета символизирует конкретные команды. Так, желтый
сообщает, в каком направлении следует освободить полосу; красный - это запрет
на перемещение по полосе, а зеленый разрешает перемещение.
Есть еще
трамвайные, ж/д, речные светофоры. Придуманы даже регулирующие устройства для
велосипедистов и в автоспорте. Каждый из них очень важен по-своему и оказывает
неоценимую услугу как пешеходам, так и водителям транспортного средства.
Занимательные факты
В честь
светофора установлены два памятника. Один расположен в Лондоне, другой - в
Новосибирске. Будем надеяться, что в дальнейшем подобных символов станет больше
– в знак уважения к электронному регулировщику!
Автор:
Пономаренко Надежда женский сайт www.inmoment.ru