Беседа «Огород»
Цель: формировать представления детей о огородных
растениях, практические умения их посева, создания необходимых условий для их
роста (почва, влага, свет, тепло); развивать познавательную активность,
любознательность; воспитывать доброжелательность,
взаимопомощь в процессе совместной деятельности, бережное отношение к объектам
живой природы.
Материал и оборудование: телевизор, видеозапись, лотки
для семян, леечки, стилизация огорода на окне в деревенском стиле, фартуки,
схема последовательности посадки семян, оборудование для посадки, дневник
наблюдений.
Ход занятия
Тётушка Сова. Здравствуйте мои юные друзья! Я рада нашей встрече.
Сегодня я хочу вам прочитать видеописьмо из деревни Простоквашино. Смотрите и
внимательно слушайте.
«Уважаемые ребята! Пишут вам друзья из Простоквашино!
Скоро наступит весна, у нас в огороде будет много работы. Поэтому сейчас мы
выращиваем рассаду. Дорогие ребята, не могли бы вы помочь нам у себя в огороде
вырастить бобовые культуры. Будем вам очень благодарны за помощь!
С уважением дядя Фёдор!»
Тётушка Сова. Ребята, поможете героям из Простоквашино? (Да,
поможем.)
Воспитатель (В.). У нас в уголке природы есть чудесный огород, но пока
там ничего не растёт. А как вы думаете, что может вырасти на огороде? (Лук,
огурцы, помидоры и т.д.) Правильно, все эти овощи могут вырасти на огороде. Но
герои из Простоквашино просили нас вырастить именно бобовые культуры. А какие
бобовые культуры вы знаете? (Горох, фасоль.)
Отгадывание загадок.
Цель: поддержка у детей эмоциональной
заинтересованности; развитие умения отгадывать загадки.
В. На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков… (горох).
Воспитатель на мольберт выставляет картинку с
изображением гороха.
В огороде хоть растёт,
Но культура та поёт.
Знает ноты «фа» и «соль»
И зовут её… (фасоль).
Воспитатель на мольберт выставляет картинку с
изображением фасоли.
Сюрпризный момент «Посылка из Простоквашино».
Цель: активизация внимания детей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что из
Простоквашино прислали посылку. Достаёт оттуда иллюстрированную книгу со
стадиями роста и созревания гороха.
Рассматривание стадий роста гороха.
Цель: формирование представления детей о стадиях роста
гороха.
В. Горошина, попав в землю, начинает набухать и
прорастать. Затем на поверхности почвы появляется маленький росток. Чтобы он
рос и развивался, необходимо ухаживать за ним. Ребята, как вы думаете, что
необходимо растению для роста? (Земля, тепло, свет и вода.) Значит, мы должны
рыхлить почву, поливать растение и любить его. После этого оно зацветёт, на нём
появятся стручки, в которых созреет много горошин.
В. Герои Простоквашино прислали нам горох и фасоль для посева,
но они перепутались. А ведь для того, чтобы их посадить, необходимо отделить
семена друг от друга.
Исследовательская деятельность.
Цель: обучение детей путём сравнения с помощью
тактильных и зрительных анализаторов определению формы, цвета и размера семян;
развитие мелкой моторики рук.
Воспитатель вместе с детьми перебирают семена, затем
сравнивают горох и фасоль по форме, цвету и величине. Делают вывод о том, что
горох зелёного цвета, круглой формы, меньше, чем фасоль. Фасоль белого цвета,
овальной формы и больше, чем горох.
В. Ребята, герои из Простоквашино прислали нам
инструкцию посадки семян.
Рассматривание схемы последовательности посадки семян.
Цель: ознакомление детей с последовательностью посадки
семян.
Воспитатель поочередно выставляет карточки посадки
семян и комментирует.
В. Как вы думаете, что здесь изображено? Стаканчик с
землёй, в который мы будем сажать горох и фасоль. Для того их чтобы нам
необходимо сделать углубление в земле. А как вы думаете, с помощью чего его
можно сделать?
(Палочкой, пальцем и т.д.)
Молодцы. Всеми этими предметами можно сделать
углубление, мы с вами его сделаем с помощью палочки. Обратите внимание, кончик
палочки окрашен в красный цвет для того, чтобы подсказать вам на какую глубину
необходимо опустить её в землю. Посмотрите внимательно на следующую схему, на
ней с помощью палочки делается углубление. Это углубление называется лунка.
Затем опускаем фасоль или горох в проделанную лунку, с помощью грабель
присыпаем землёй и поливаем водой.
Молодцы, ребята! Мы познакомились с
последовательностью посадки семян гороха и фасоли. А теперь представим, что мы
с вами превратились в горошинки…
Практическая деятельность детей по посадке семян.
Цель: формирование навыков правильной посадки семян
гороха и фасоли.
Воспитатель вместе с детьми проговаривает правила
безопасности при посадке. Затем дети занимают места в соответствии с условными
обозначениями и приступают к посадке культур. Детям предлагается поместить свои
стаканчики с посаженными культурами в огород на окне в соответствии с табличкой
фасоль, горох.
Фиксация в дневнике наблюдений тётушки Совы.
В. Так как мы заботливые и внимательные, то будем
отражать свои наблюдения за ростом наших растений в дневнике мудрой тётушки
Совы.
Дети отмечают первый день посадки и карточку со своими
наблюдениями помещают в дневник.
В. Ребята, справились мы с работой? Всё у нас
получилось? (Ответы детей.) А теперь нам нужно передать сообщение в
Простоквашино.
На экране появляется тётушка Сова.
В. «Уважаемая тётушка Сова! Отправьте сообщение в деревню
Простоквашино о том, что просьбу дяди Фёдора и его друзей мы выполнили. Когда
соберём урожай гороха и фасоли, мы обязательно отправим посылку в
Простоквашино.»
Тётушка Сова. Спасибо, ребята, за помощь! Я обязательно передам
ваше сообщение. До свидания, мои юные друзья!
Заключительная часть.
Рефлексия.
В. Молодцы ребята! Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей.) Чем мы сегодня занимались? Что сажали? Что необходимо для роста растений? А какое у вас сейчас настроение? Спасибо.