Беседа «Огород»

Цель: формировать представления детей о огородных растениях, практические умения их посева, создания необходимых условий для их роста (почва, влага, свет, тепло); развивать познавательную активность, любознательность; воспитывать доброжелательность, взаимопомощь в процессе совместной деятельности, бережное отношение к объектам живой природы.

Материал и оборудование: телевизор, видеозапись, лотки для семян, леечки, стилизация огорода на окне в деревенском стиле, фартуки, схема последовательности посадки семян, оборудование для посадки, дневник наблюдений.

Ход занятия

Тётушка Сова. Здравствуйте мои юные друзья! Я рада нашей встрече. Сегодня я хочу вам прочитать видеописьмо из деревни Простоквашино. Смотрите и внимательно слушайте.

«Уважаемые ребята! Пишут вам друзья из Простоквашино! Скоро наступит весна, у нас в огороде будет много работы. Поэтому сейчас мы выращиваем рассаду. Дорогие ребята, не могли бы вы помочь нам у себя в огороде вырастить бобовые культуры. Будем вам очень благодарны за помощь!

С уважением дядя Фёдор!»

Тётушка Сова. Ребята, поможете героям из Простоквашино? (Да, поможем.)

Воспитатель (В.). У нас в уголке природы есть чудесный огород, но пока там ничего не растёт. А как вы думаете, что может вырасти на огороде? (Лук, огурцы, помидоры и т.д.) Правильно, все эти овощи могут вырасти на огороде. Но герои из Простоквашино просили нас вырастить именно бобовые культуры. А какие бобовые культуры вы знаете? (Горох, фасоль.)

Отгадывание загадок.

Цель: поддержка у детей эмоциональной заинтересованности; развитие умения отгадывать загадки.

В. На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков… (горох).

Воспитатель на мольберт выставляет картинку с изображением гороха.

В огороде хоть растёт,

Но культура та поёт.

Знает ноты «фа» и «соль»

И зовут её… (фасоль).

Воспитатель на мольберт выставляет картинку с изображением фасоли.

Сюрпризный момент «Посылка из Простоквашино».

Цель: активизация внимания детей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что из Простоквашино прислали посылку. Достаёт оттуда иллюстрированную книгу со стадиями роста и созревания гороха.

Рассматривание стадий роста гороха.

Цель: формирование представления детей о стадиях роста гороха.

В. Горошина, попав в землю, начинает набухать и прорастать. Затем на поверхности почвы появляется маленький росток. Чтобы он рос и развивался, необходимо ухаживать за ним. Ребята, как вы думаете, что необходимо растению для роста? (Земля, тепло, свет и вода.) Значит, мы должны рыхлить почву, поливать растение и любить его. После этого оно зацветёт, на нём появятся стручки, в которых созреет много горошин.

В. Герои Простоквашино прислали нам горох и фасоль для посева, но они перепутались. А ведь для того, чтобы их посадить, необходимо отделить семена друг от друга.

Исследовательская деятельность.

Цель: обучение детей путём сравнения с помощью тактильных и зрительных анализаторов определению формы, цвета и размера семян; развитие мелкой моторики рук.

Воспитатель вместе с детьми перебирают семена, затем сравнивают горох и фасоль по форме, цвету и величине. Делают вывод о том, что горох зелёного цвета, круглой формы, меньше, чем фасоль. Фасоль белого цвета, овальной формы и больше, чем горох.

В. Ребята, герои из Простоквашино прислали нам инструкцию посадки семян.

Рассматривание схемы последовательности посадки семян.

Цель: ознакомление детей с последовательностью посадки семян.

Воспитатель поочередно выставляет карточки посадки семян и комментирует.

В. Как вы думаете, что здесь изображено? Стаканчик с землёй, в который мы будем сажать горох и фасоль. Для того их чтобы нам необходимо сделать углубление в земле. А как вы думаете, с помощью чего его можно сделать?

(Палочкой, пальцем и т.д.)

Молодцы. Всеми этими предметами можно сделать углубление, мы с вами его сделаем с помощью палочки. Обратите внимание, кончик палочки окрашен в красный цвет для того, чтобы подсказать вам на какую глубину необходимо опустить её в землю. Посмотрите внимательно на следующую схему, на ней с помощью палочки делается углубление. Это углубление называется лунка. Затем опускаем фасоль или горох в проделанную лунку, с помощью грабель присыпаем землёй и поливаем водой.

Молодцы, ребята! Мы познакомились с последовательностью посадки семян гороха и фасоли. А теперь представим, что мы с вами превратились в горошинки…

Практическая деятельность детей по посадке семян.

Цель: формирование навыков правильной посадки семян гороха и фасоли.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает правила безопасности при посадке. Затем дети занимают места в соответствии с условными обозначениями и приступают к посадке культур. Детям предлагается поместить свои стаканчики с посаженными культурами в огород на окне в соответствии с табличкой фасоль, горох.

Фиксация в дневнике наблюдений тётушки Совы.

В. Так как мы заботливые и внимательные, то будем отражать свои наблюдения за ростом наших растений в дневнике мудрой тётушки Совы.

Дети отмечают первый день посадки и карточку со своими наблюдениями помещают в дневник.

В. Ребята, справились мы с работой? Всё у нас получилось? (Ответы детей.) А теперь нам нужно передать сообщение в Простоквашино.

На экране появляется тётушка Сова.

В. «Уважаемая тётушка Сова! Отправьте сообщение в деревню Простоквашино о том, что просьбу дяди Фёдора и его друзей мы выполнили. Когда соберём урожай гороха и фасоли, мы обязательно отправим посылку в Простоквашино.»

Тётушка Сова. Спасибо, ребята, за помощь! Я обязательно передам ваше сообщение. До свидания, мои юные друзья!

Заключительная часть.

Рефлексия.

В. Молодцы ребята! Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей.) Чем мы сегодня занимались? Что сажали? Что необходимо для роста растений? А какое у вас сейчас настроение? Спасибо.