Областной конкурс «Педагогические таланты Кузбасса»

 

 

О.Ю. Балабова

 

 

Веселое путешествие по «Огородной стране»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тяжинский 2017

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»»

 

 

 

 

 

 

 

Веселое путешествие по «Огородной стране»

познавательно-исследовательский проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

О.Ю. Балабова,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

Тяжинский 2017

 

Содержание

1. Паспорт проекта………………………………………………………………..……..4

2. Анализ проекта или исходного состояния проблемы……………………………....7

3. Цель и задачи…………………………………………………….................................8

4. Ожидаемые результаты…………………………………………................................8

5. Целевые группы………………………………………………….................................8

6. Краткое описание проекта по этапам…………………………………………..…....7

7. Критерии оценки эффективности реализации проекта…………………..……....10

8.Прогноз негативных последствий………………………..………………...…….....10

9. План реализации проекта……………………………………………………………12

10. Дальнейшее развитие проекта……………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………………..…..22

Приложение 1. Герои проекта «Веселое путешествие

 по «Огородной стране»……………………………………………………………….24

Приложение 2. Беседы  ………………………………………………………….…….25

Приложение 3. Консультации для родителей………………………………………..28

Приложение 4. Опыты с растениями с детьми старшего

 дошкольного возраста……………………………………………………………….29

Приложение 5. Трудовые занятия…………………………………………………....31

Приложение 6. Художественное слово………………………………………………32

Приложение 7. Алгоритм посадки, роста и ухода за растениями…………………34

Приложение 8. Сказки…………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Паспорт проекта «Веселое путешествие по «Огородной стране»

Паспорт проекта

Название проекта

Веселое путешествие по «Огородной стране».

Тип проекта

Познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой.

Заказчики

Администрация МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик», УО Тяжинского муниципального района.

Разработчик

О.Ю. Балабова, воспитатель МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик».

Гипотеза

Если создать в группе  развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у него будет формироваться познавательный интерес к выращиванию растений.

Цель

Создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при выращивании растений на окне.

Задачи

1.Обобщать и систематизировать знания детей о культурных огородных растениях.

 2.Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую любознательность.

3. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских творческих работ, их вариативность.

4. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

5. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах экологического воспитания детей.

Участники проекта

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Сроки выполнения

01.09.2016-31.08.2017

Подготовительный этап - 01.09.2016-02.10.2016

Основной этап - 03.10.2016- 31.07.2017

Заключительный этап – 01.08.2017- 31.08.2017

Перечень основных мероприятий проекта

Деятельность педагогов

1.     Изучение уровня знаний детей о выращивании растений в домашних условиях.         

2.     Определение  стратегии проекта (стр. 9)

3.     Составление плана работы по реализации проекта (стр. 12)

4.     Составление каталога имеющейся литературы и наглядно-дидактических пособий.

5.     Создание  картотеки  бесед, опытов по теме проекта.

6.     Составление  цикла мероприятий по изодеятельности для создания творческих работ по теме.

7.     Создание наглядного материала «Художественное слово об огороде».

8.     Организация выставки детских творческих работ по теме.

9.     Проведение  просветительской  работы  с родителями по теме «Как организовать исследовательскую деятельность детей дома».

10. Систематизирование  методической деятельности по разработке и реализации проекта и представление данного опыта коллегам в ДОУ.

Создание информационного материала:

·         Для родителей: памятки и консультации.

·         Для детей: презентации PowerPoint, мультиальбомы, слайд-шоу по теме.

Деятельность детей

Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме «Огородная страна».

Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками,  отгадывание загадок об огороде.

Прослушивание и разучивание песенок по теме проекта.

Выполнение детских творческих работ по теме проекта.

Проведение опытов и экспериментов.

Деятельность родителей

Ознакомление  с содержанием стендовой информации.

Совместная работа с воспитателями по разработке эскиза огорода на окне и его оформление.

Проведение опытов с детьми дома.

Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.

Практический результат

Практические разработки материала по теме проекта.

Презентация по теме проекта «Веселое путешествие по «Огородной стране».

Выставка детских рисунков по теме.

Создание альбома «Коллекция семян огородных растений».

Веб–квест «Веселое путешествие по «Огородной стране».

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта

• методическая  и художественная литература;
• наглядный  материал  (иллюстрации, плакаты, фотографии);
• дидактические игры;

• подбор мультфильмов;

• выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Методы

Методы проекта:

• игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы;
• словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание иллюстративного материала;
• практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;

• наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, использование кукольного театра (теневого, настольного, театра).

Метод трех вопросов:

Что знаем? Знаем, что цветы в группе и дома растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастет.

Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике?

Что нужно сделать, чтобы семена выросли?
Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать

Исполнители проекта

Воспитатели, дети, родители

 

 

 «Надо не выдумывать, не измышлять,

 а искать и познавать,

что творит и приносит природа»

2. Актуальность проекта

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план,  им уделяют все больше внимания. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Однако родители из-за своей занятости (а иногда и нежелания) не могут бывать со своими детьми на природе, «закружившись на работе» не замечают сами и не привлекают внимание  ребенка к наблюдениям за изменениями в окружающем мире, не слышат всех вопросов «почему» и не могут ответить на них. А ведь дошкольники - это маленькие исследователи, которые с удивлением открывают для себя мир. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять и в условиях группы,  выращивая  различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне, а для воспитанников,  не посещающих ДОУ по болезни, предлагаю использовать веб-квест, как одну из форм дистанционного обучения.

Гипотеза: Если создать в группе развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес к выращиванию растений.

3. Цель и задачи проекта

Цель: Создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при выращивании растений на окне.

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать знания детей о культурных огородных растениях.

 2.Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

3. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

4. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
5. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах экологического воспитания детей.

4. Ожидаемые результаты

Планируемый результат реализации проекта.

Для детей:

1.Освоят некоторые трудовые навыки (ухаживание за посаженными на «огороде на окне» растениями, знакомство с условиями роста растений).

2. Приобретут  экологические знания (узнают, как растут овощи, их полезные свойства, что можно приготовить из выращенных растений)

3. Научатся замечать красоту растительного мира,  проявлять желание заботиться об огороде, воплощать творческие идеи в его оформлении.

Для родителей:

1.Приобретут знания в вопросах экологического воспитания (актуализируются представления о том, что очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять).

2.Научатся взаимодействию с детьми в процессе совместной деятельности по экологическому воспитанию (проводить с детьми наблюдения в природе, привлекать детей к совместному труду в природе, получить возможность сближения с детьми при прохождении веб-квеста)

Для педагогов:

1. Повысят теоретический уровень (приобретут новый опыт работы по экологическому воспитанию).

2.Освоят новые инновационные технологии (информационно-коммуникационные технологии, проектные технологии, технология веб-квест) и повысят собственные профессиональные компетенции

4.Получат возможность для самореализации (приобретут возможность распространения  и обобщения опыта)

5. Целевая группа

Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

6. Краткое описание проекта по этапам

Каждая неделя (период) проекта «Веселое путешествие по «Огородной стране», представлена определенной темой, у каждого периода есть свой герой, который проводит со всеми участниками проекта познавательно-исследовательскую работу. Важно чтобы  дети и родители положительно отнеслись к событиям недели, заразились идеей и осознали важность совместных дел.

Неделя/период

Город

Основная идея периода

01.09.2016-02.10.2016

«Веселое путешествие по «Огородной стране»

(старт проекта)

Тетушка Сова знакомит детей с темой проекта, определяет круг интересов. Создает вместе с детьми «Научно-огородный совет», на котором проектируется последующая  деятельность по теме «Веселое путешествие по «Огородной стране».

03.10.2016-30.11.2016

«Город  Следопытов »

Герой периода Профессор Почемушкин, исследует вместе с детьми семена, проводит опыты, побуждает к открытию новых знаний, способов познания.

01.12.2016-31.01.2017

« Город  Загадочный »

Герой периода Карлсон любит все загадочное и вместе с участниками проекта ищет отгадки на вопросы: «Почему растение растет вверх?», «Растет ли лук на Луне?» и т.д.

01.02.2017-

02.04.2017

«Чиполлинкина полянка»

Герой периода Чиполино вместе с участниками проекта выращивает лук, знакомятся с полезными свойствами лука.

03.04.2017-31.05.2017

«Город Травянчиков»

 Домовенок Кузя расширяет знания детей в рамках темы «Экочеловечки», изготавливает их вместе с участниками проекта.

01.06.2017-31.07.2017

 

«Город Мудрых советов»

Вместе с Бабушкой Капой дети знакомятся с лечебными свойствами растений, собирают рецепты блюд, высаживают растения на опытный участок.

01.08.2017-31.08.2017

 

«Город Чудно-Огородный»

Все герои проекта собираются на большой «Научно-огородный совет» с целью подведения итогов проекта.

 

Критерии оценки эффективности реализации проекта

         По итогам реализации проекта дети:

- Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения.

- Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету.

- Делают простые опыты, объясняют результат.

- Радуются полученным результатам своего труда (урожаю лука, появлению стручков на горохе, цветению и появлению завязи у помидоров, перцев).

         У детей:

- Сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами в комнате на подоконнике.

- Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы.

- Словарь пополнен новыми словами, дают точные ответы на вопросы, употребляют новые слова в речи.

Прогноз негативных последствий:

Незаинтересованность родителей в реализации проекта.

Недостаточно материалов для создания огорода на подоконнике.

Дети не посещают ДОУ по болезни.

Способы коррекции.

- Вызвать заинтересованность в реализации проекта у всех участников образовательных отношений через участие в совместных мероприятиях.

- Приобрести семена овощных культур, землю, изготовить атрибуты для оформления огорода.

- Ежедневное фиксирование изменений в росте растений при помощи фотографирования.

- Предложить родителям сделать огород на окне дома, чтобы ребёнок имел возможность наблюдать за ростом и развитием растений, принять участие в оформлении мини-докладов и исследовательских работ вместе с детьми. 

- Создать веб-квест по теме проекта, который поможет детям и их родителям систематизировать знания о культурных огородных растениях, а также будет служить одной из форм дистанционного обучения воспитанников, не посещающих ДОУ по болезни.

 

 

 

 

 

 

 


7. План реализации проекта.

Направление деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители и соисполнители

Сроки реали-зации

Подготовительный этап

 

 

Коммуникативная деятельность

(ПР)

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительная деятельность

      (ХЭР)

1.Подборка материала по теме проекта.

Цель: систематизирование полученного материала.

2.Планирование деятельности по теме

Цель: систематизирование полученного материала

3.Познакомить родителей с проектом.

Цель: взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

4.Создание условий для проведения наблюдений в уголке природы

Цель: создание РППС

5. Заседание «НОС»(научно-огородного совета)

Цель: ознакомление детей с темой проекта, проектирование деятельности по теме проекта.

6. Рисование «Мой огород»

Цель: предложить участникам проекта составить эскиз будущего огорода на окне.

 

Источники в сети интернет

 

Научно- методическая литература

Папки-передвижки

 

 

 

 

Материалы центра изо-деятельности

 

 

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели дети

 

 

 

1период проекта

01.09.2016-02.10.2016

Основной этап

Познавательно –исследовательская

деятельность

(ПР)

 

 

 

 

 

 

Познавательно –исследовательская

деятельность

(ПР)

 

 

 

 

Элементарный бытовой труд

(СКР)

 

 

 

Познавательно –исследовательская

деятельность

(ПР)

 

 

 

Коммуникативная

деятельность

(СКР)

 

 

Коммуникативная

деятельность

(ПР)

 

 

Элементарный бытовой труд

(СКР)

 

 

Коммуникативная деятельность

(ХЭР)

 

Элементарный бытовой труд, коммуникативная деятельность.

(СКР)

 

Игровая деятельность

(ПР)

 

Игровая деятельность

(СКР)

 

Конструктивная деятельность

(ХЭР)

Восприятие художественной литературы

(РР)

 

 

Коммуникативная

деятельность

(ПР)

 

Познавательно-исследовательская деятельность

(ПР)

Коммуникативная

деятельность

(РР, ПР)

 

 

 

 

Элементарный бытовой труд

(СКР)

 

 

 

Элементарный бытовой труд

(СКР)

 

 

 

Игровая

деятельность

(ПР)

 

 

Коммуникативная

(ХЭР)

 

Коммуникативная

деятельность

(СКР)

Игровая

деятельность

(СКР)

 

 

Восприятие художественной литературы

(РР)

 

 

 

 

Коммуникативная

деятельность

(ПР)

 

Коммуникативная деятельность (ПР),

элементарный бытовой труд

(СКР)

Элементарный бытовой труд

(СКР)

 

 

Игровая деятельность

(СКР)

 

 

Игровая деятельность

(ПР)

 

 

 

 

Конструктивная деятельность

      (ХЭР)

 

Коммуникативная

деятельность

      (СКР)

 

 

 

 

Конструктивная деятельность

(ХЭР)

 

Коммуникативная

деятельность

(ПР)

 

Элементарный бытовой труд

(СКР)

 

 

 

Игровая

деятельность

(ПР, РР)

 

 

 

 

Изобразительная

деятельность

(ХЭР)

 

Игровая

деятельность

(СКР)

Восприятие художественной литературы

(РР)

 

Коммуникативная

деятельность

(ПР)

 

Коммуникативная

деятельность

(ПР)

 

Элементарный бытовой труд

(СКР)

 

 

 

Изобразительная

деятельность

(ХЭР)

 

 

Коммуникативная

деятельность

(ХЭР)

 

 

Игровая

деятельность

(ПР)

 

 

 

Игровая

деятельность

(СКР)

 

Коммуникативная

деятельность

(ПР)

Коммуникативная

деятельность

(ПР)

Коммуникативная деятельность

(ХЭР)

Коммуникативная

деятельность

(СКР)

 

Элементарный бытовой труд

(СКР)

 

Коммуникативная

деятельность

      (СКР)

Восприятие художественной литературы   (РР)

 

Изобразительная деятельность

(ХЭР)

Опытно-экспериментальная деятельность «Огород на окне»

Цели:развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, развитие словаря, углубление представлений детей о живой природе.

Наблюдение за ростом растений.

Целью: формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и причин изменения и развития объектов (растений).

Труд: организация дежурства по уходу за растениями, коллективные индивидуальные поручения.
Цель:закрепление знаний и уменийдетей по уходу за растениями, развитие трудовых умений и навыков,

воспитание потребноститрудиться.

Наблюдение за трудом взрослых.

Цель: обучение выполнению сериитрудовыхпоручений.

Познавательно-исследовательская деятельностьдетей и родителей: мини-доклады и исследовательские работы по желанию детей на всем протяжении проекта.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Цель:повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания.

2 период проекта «Город Следопытов»

Беседа «Огород».

Цели:формирование представления детей о огородных растениях, практических умений их посева, создания необходимых условий для их роста (почва, влага, свет, тепло); развивать познавательную активность, любознательность.

Беседа на тему «Стадии роста и развития растений».Рассматривание иллюстраций.

Цель: закрепление  знаний детей о стадиях роста и развития растений (посадка, произрастание, созревание).

Трудовое занятие: «Посадка семян»

(следует рассмотреть семена, выделить цвет, величину, форму и т.д., соотнести с изображением  растения, припомнить процесс выращивания  растения до образования семян, посадка семян)

Цель: приобретение практических умений посева семян,воспитывать потребность трудиться.

Фотовыставка: «Наш огород».

Цель: экологическое просвещение ,привлечение внимания к пониманию важности сознательного бережного отношения к природе.

Трудовое занятие «Ухаживаем за посадками»

Цель: закреплять умение правильно подбирать инструменты для каждого растения, развивать умение пользоваться инструментами по уходу за растениями, воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей в процессе труда.

Дидактические игры:«Что сначала, что потом?»,

 «А это семечко чье?»

Цель: развитие аналитического мышления, воображения.

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Цель:формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимоотношения.

Составление альбома-коллекции семян огородных растений. (на протяжении всего проекта)

Цель: обогащение РППС группы.

Чтение художественной литературы об овощах:

стихи про семена (С.Ранджелович), загадки, пословицы.

Цель: прививать чуткость к поэтическому слову, пополнять литературный багаж.

3 период проекта «Город Загадочный»

Беседа с просмотром м/ф «Почему растения растут вверх?»

Цель: расширение кругозора детей, развитие мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность (мини-доклад) «Растут ли растения на Луне?»

Цель: расширение кругозора.

Чтение сказки с последующим обсуждением «Вершки и корешки».

Цель: учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос педагогом.      

Трудовое занятие «Ухаживаем за посадками»

Цель:закреплять умение правильно подбирать инструменты для каждого растения, развивать умение пользоваться инструментами по уходу за растениями, воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей в процессе труда.

Трудовое занятие «Такие разные растения»

Цель:развивать умение различать разные растения,закреплять разные виды ухода за ними, воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей в процессе труда

Настольно-печатная игра «Что где растет».

Цель: учить детей использовать свои знания о растениях, группировать растения по месту их произрастания; развивать активность и самостоятельность мышления.

Фотовыставка: «Наша научная лаборатория»

Цель: экологическое просвещение ,привлечение внимания к пониманию важности сознательного бережного отношения к природе.

Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Огородная страна».

Сюжетно – ролевая игра « На огороде»

Цель: формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимоотношения.

Чтение художественной литературы об овощах:

стихи о горохе ( Кирилл Авдеенко,Р. Бикметова,  О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан,Е. Евсеева), о огурцах (М. Борина , Н. Лебедева , Е. Груданов , Н. Маслей , С. Бахрушина ).

Цель: воспитание у детей интереса и любви к поэзии, желание слушать и запоминать новые поэтические произведения.

4 период «Чиполлинкина поляна».

Беседа «Лук от семи недуг»

Цель:рассказать о значимости лука для здоровья человека.

Игровая обучающая ситуация «Вместе с Чиполлино вырастим лучок»(посадка лука).

Цель: уточнить представления детей о том, какие условия необходимы для роста и развития лука(питательная почва, вода, тепло, свет); развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения в состоянии растений.

Игровая обучающая ситуация «Луковое дерево».

Цель: научить выращивать лук необычным и интересным способом.

Трудовое занятие «Ухаживаем за посадками»

Цель:закреплять умение правильно подбирать инструменты для каждого растения, развивать умение пользоваться инструментами по уходу за растениями, воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей в процессе труда.

Сюжетно – ролевая игра « На даче»

Цель: формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимоотношения.

Д/и «Вырастили-попробуем!», «Опиши овощ»

Цель:развитие аналитического мышления,  развитие вкусовых анализаторов.

Составление альбома-коллекции семян огородных растений. (на протяжении всего проекта)

Цель: обогащение РППС группы.

Просмотр м/ф «Чиполлино»

Цель: расширение кругозора детей, развитие мышления.

Акция «Зеленые витамины для друзей»

Цель: поделиться выращенным луком с друзьями(передать выращенный лук в столовую детского сада для дальнейшей переработки).

5 период «Город Травянчиков»

Мастер-класс «Изготовление эко человечков»

Цель:расширение представлений детей об окружающем мире, вовлечение детей и взрослых в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений.

Беседа «Во саду ли, в огороде».

Цель: учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их.

Трудовое занятие «Ухаживаем за посадками»

Цель: закреплять умение правильно подбирать инструменты для каждого растения, развивать умение пользоваться инструментами по уходу за растениями, воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей в процессе труда.

Дидактические игры: «Что в корзинку мы берем?»

«Пятый лишний», «Угадай, о чем я говорю».

Цель: развивать аналитическое мышление, воображение.

 «Подбери инструмент по уходу за растениями»

Цель: закрепление полученных знаний по уходу за растениями, учить выбирать нужный инструмент для ухода за растениямииз предложенных.

Лепка «Однажды хозяйка с базара пришла…»

Цель: продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи), передавая их характерные  особенности.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

Цель:учить детей использовать в игре свои представления о работе магазина, труде продавцов, грузчиков.

Чтение рассказа Н. Носова «Огородники».

Цель: развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, развитиелитературной речи.

6 период «Город Мудрых советов»

Беседа на тему: «Вкусно и полезно».

Цель:рассказать детям о важности регулярного употребления овощей.

 

Беседа на тему «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

Цель: рассказать о полезных и лекарственных свойствах овощей.

Трудовое занятие «Ухаживаем за посадками»

Цель:закреплять умение правильно подбирать инструменты для каждого растения, развивать умение пользоваться инструментами по уходу за растениями, воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей в процессе труда.

Аппликация «Консервируем фрукты»

Цель: продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из бумаги в виде квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления;

Фотовыставка:  «Наш огород»,  «Мой первый огородный опыт»

Цель: экологическое просвещение ,привлечение внимания к пониманию важности сознательного бережного отношения к природе.

Дидактические игры:«Узнай по описанию - найди на фотографии». Цель: развитие аналитического мышления, воображения.

«Подбери правильно»

Цель: Развивать умения различать разные по типу поверхности, и соотносить их с растениями

Сюжетно – ролевая игра «Помощники».

Цель: формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдая в игре ролевые взаимоотношения.

Беседа «Овощи, фрукты – полезные продукты!»

Цель: рассказать о полезных и лекарственных свойствах овощей.

Ситуативный разговор  «Что можно приготовить из овощей» с использованием д/и «Сварим суп из овощей». Цель: расширять кругозор,

развивать речь.

Акция: «Подари на память группе цветок»

Цель акции: пополнение фонда цветария группы «Пьеро».

Почта проекта: «Сундучок бабушкиных рецептов»

Цель: привлечение родителей к участию в жизнедеятельности группы, обмен рецептами по приготовлению блюд из овощей.

Совместный труд взрослых и детей на опытном участке: посадка рассады и семян в землю.

Составление альбома-коллекции семян огородных растений.

Цель: обогащение РППС группы.

Чтение художественной литературы об овощах:

сказка Альберта Иванова «Раз -горох, два - горох»

Цель: воспитание любви к художественной литературе.

Создание лэпбука «Веселое путешествие по «Огородной стране»

Цель: обобщение и систематизация представлений о

огородных растениях.

 

Материалы центра  исследовательской

 деятельности

 

 

 

 

Материалы центра трудовой деятельности

 

 

 

 

 

 

Энциклопедии,

Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

Папка «Беседы»

Иллюстрации по теме.

 

 

 

 

Презентация,

TV        

 

 

Семена (огурец, укроп, салат, редис, картофель, томат), земля, емкости.

 

Фотографии, фотоаппарат.

 

Инструменты и оборудование по уходу за растениями, схемы

 

Наглядный материал (карточки)

 

Материалы игрового центра «Семья»

Семена растений, альбомные листы.

 Папка Художественное слово.

 

 

 

Мультфильм, TVс

USB –портом

 

 

Энциклопедии, ресурсы – интернет

 

 

Папка «Беседы»

 

 

 

Инструменты по уходу за растениями, схемы, алгоритмы.

 

Материалы центра исследовательской

 деятельности

 

Настольная игра, карточки

 

 

 

Фотоаппарат, фотографии, рамки

 

Набор картинок, фотографий, иллюстраций.

Материалы игрового центра «Дом», «Огород»

 

Папка «Художествен-ное слово»

 

 

 

 

 

Папка «Беседы»

 

 

 

Лук (семена), земля, емкости.

 

 

Лук , земля, емкость,

пластиковая бутылка.

Инструменты по уходу за растениями, схемы, алгоритмы.

 

Материалы игрового центра «Дом», «Огород»

 

Картинки,овощи

 

 

Семена растений, альбомные листы.

 

Фотоаппарат

 

 

 

 

Капр. колготки, опилки семена любой травы, ножницы; клей, одноразовые тарелочки.

 

Папка «Беседы», презентация.

Инструменты по уходу за растениями, схемы, алгоритмы.

 

Набор картинок

 

 

 

 

 

 

Материалы центра изодеятельности

 

Материалы игрового центра «Магазин»

 

Папка «Беседы»

 

 

 

 

Папка «Беседы»

 

 

 

Папка «Беседы»

 

 

 

Инструменты по уходу за растениями, схемы, алгоритмы.

 

Материалы центра

изодеятельности

 

 

Фотоаппарат

Фотографии

 

 

 

Карточки

 

 

 

 

 

Материалы игрового центра «Магазин»

«Дом»

Папка «Беседы»

 

Овощи, вырезанные из фетра

 

 

фотоаппарат

 

«почтовый ящик»

 

 

 

Семена, рассада,

инструменты для посадки

Семена растений

альбомные листы

Папка Художественное слово

 

Папка,картинки, материалы центра изодеятельности

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, родители, дети

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели

 

 

 

 

Воспитатели

 

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, родители.

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

Воспитатели, дети.

 

 

Воспитатели, дети

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

Родители, дети

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

Воспитатели,

дети

 

 

Воспитатели, родители

 

 

Воспитатели, дети

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети

 

 

Воспитатели, дети

 

 

Воспитатели, дети

 

 

 

Воспитатели

дети

 

 

Воспитатели

дети

 

 

 

Воспитатели

дети

 

 

 

Воспитатели

Дети

 

 

 

Воспитатели

родители

 

 

 

Воспитатели

дети

 

Воспитатели

дети

 

 

Воспитатели

дети

 

Воспитатели

дети

 

Воспитатели

дети родители

 

Воспитатели

родители

 

 

 

 

Родители

Дети

 

 

Воспитатели

 

 

 

Воспитатели дети

 

Ежедневно

 

 

 

 

Ежедневно

 

 

Ежедневно

 

 

 

 

 

 

Ежедневно

 

 

На протяжении всего проекта

 

Ежедневно

 

 

 

2 период

03.10-30.11.16

 

 

 

2 период

03.10.2016-30.11.2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 период

01.12.16 -30.01.2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 период

01.02. -02.04.2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 период

03.04. -31.05.2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 период

01.06. -31.07.2017

 

Заключительный этап

 

Коммуникативная

деятельность

(СКР)

7 период Город «Чудно-огородный»

1.Анализ достижения цели и полученного  

результата, определение дальнейшего

 реализации проекта.

2.Публикация итогов проекта на сайте ДОУ,

 личном сайте педагога.

 

3. Создание папки для педагогов:

 «Алгоритм ухода за растениями»,

 «Беседы с детьми»,

 «Картотека опытов»,

 «Художественное слово по теме «Огород».

4. Создание папки для родителей:  «Огородная страна» (памятки, рекомендации, консультации).  

5. Фотовыставки:  «Наш огород», «Мой первый огородный опыт».

6. Заседание «НОС» (научно-огородного совета)

Цель: анализ достижения цели полученного  результата.

 

 

 

 

 

 

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели

родители

Воспитатели дети

7 период

01.08 -31.08.2017

 


8. Дальнейшее развитие проекта

 

1. Создать электронное пособие.

2. Обобщить опыт работы на уровне МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик».

3.  Принять участие в муниципальном конкурсе, онлайн-конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Зенина, Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие.[Текст]/  Т.Н. Зенина.– М.: Центр педагогического образования, 2009.

2.Зенина, Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. [Текст]/ Т.Н. Зенина– М.: Педагогическое общество России, 2008.

3.Масленникова, О.М., Филиппенко, А.А. Экологические проекты в детском саду. [Текст]/ О.М. Масленникова, А.А.Филлипенко - Волгоград: Учитель,2011.

4.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. [Текст]/ С.Н. Николаева - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5.Николаева, С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. [Текст]/  С.Н. Николаева  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010

6.Рыжова,  Н.А. «Экологическое образование в детском саду. [Текст]/  »Н.А. Рыжова  – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

7. Ресурсы Интернета:

- http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html

- http://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013

- http://www.numama.ru/blogs/ko

- http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-goroh/

- http://ostrovok.de/p/vatroll/azbuka-v-stihah-o-ogurets.html

- http://www.maam.ru/detskijsad/stihi-pro-semena.html

- http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-gorox/

- http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-goroh.html

- http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2323.html

- http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/pitanie/kakie_vitaminy_est_v_ogurcakh/8-1-0-178

- http://food-opt.ru/lib/spravochnik/186080

- http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/ovoshchi-i-frukty

-http://mir-vospitatelei.ru/news/konspektzanjatija_po_lepke_v_podgotovitelnoj

_gruppe_na_temu_zima/2014-04-20-279

- http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-gde-rodilsya-ogurec

- http://rodnaya-tropinka.ru/ovoshhi-besedy-s-malen-kimi-det-mi-l-k-shleger/

-http://vopros1.ru/lektsii/uroki/konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-v-podgotovitelnoi-gruppe-ovoshhnoi-sup/

-  http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-razvlechenie-sobiraem-urozhai-dlja-podgotovitelnoi-grupy.html

 

   

 

 

 

Приложение  1

Герои проекта «Веселое путешествие по «Огородной стране».

 

1.     «Веселое путешествие

по «Огородной стране»:

герой периода Тетушка Сова

 

 

2.     «Город  Следопытов »:

герой периода Профессор Почемушкин .

3.« Город  Загадочный »:

герой периода Карлсон.

3.    «Чиполлинкина поляна».

 

5.«Город Травянчиков»: герой периода домовенок Кузя.

6. «Город Мудрых советов»: герой периода Баба Капа.

 

6. «Город Чудно - Огородный»

«Научно-огородный совет»

 

 

 

Приложение 2

Беседа «Огород»

Цель: формировать представления детей о огородных растениях, практические умения их посева, создания необходимых условий для их роста (почва, влага, свет, тепло); развивать познавательную активность, любознательность; воспитывать доброжелательность, взаимопомощь в процессе совместной деятельности, бережное отношение к объектам живой природы.

Материал и оборудование: телевизор, видеозапись, лотки для семян, леечки, стилизация огорода на окне в деревенском стиле, фартуки, схема последовательности посадки семян, оборудование для посадки, дневник наблюдений.

Ход занятия

Тётушка Сова. Здравствуйте мои юные друзья! Я рада нашей встрече. Сегодня я хочу вам прочитать видеописьмо из деревни Простоквашино. Смотрите и внимательно слушайте.

«Уважаемые ребята! Пишут вам друзья из Простоквашино! Скоро наступит весна, у нас в огороде будет много работы. Поэтому сейчас мы выращиваем рассаду. Дорогие ребята, не могли бы вы помочь нам у себя в огороде вырастить бобовые культуры. Будем вам очень благодарны за помощь!

С уважением дядя Фёдор!»

Тётушка Сова. Ребята, поможете героям из Простоквашино? (Да, поможем.)

Воспитатель (В.). У нас в уголке природы есть чудесный огород, но пока там ничего не растёт. А как вы думаете, что может вырасти на огороде? (Лук, огурцы, помидоры и т.д.) Правильно, все эти овощи могут вырасти на огороде. Но герои из Простоквашино просили нас вырастить именно бобовые культуры. А какие бобовые культуры вы знаете? (Горох, фасоль.)

Отгадывание загадок.

Цель: поддержка у детей эмоциональной заинтересованности; развитие умения отгадывать загадки.

В. На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков… (горох).

Воспитатель на мольберт выставляет картинку с изображением гороха.

В огороде хоть растёт,

Но культура та поёт.

Знает ноты «фа» и «соль»

И зовут её… (фасоль).

Воспитатель на мольберт выставляет картинку с изображением фасоли.

Сюрпризный момент «Посылка из Простоквашино».

Цель: активизация внимания детей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что из Простоквашино прислали посылку. Достаёт оттуда иллюстрированную книгу со стадиями роста и созревания гороха.

Рассматривание стадий роста гороха.

Цель: формирование представления детей о стадиях роста гороха.

В. Горошина, попав в землю, начинает набухать и прорастать. Затем на поверхности почвы появляется маленький росток. Чтобы он рос и развивался, необходимо ухаживать за ним. Ребята, как вы думаете, что необходимо растению для роста? (Земля, тепло, свет и вода.) Значит, мы должны рыхлить почву, поливать растение и любить его. После этого оно зацветёт, на нём появятся стручки, в которых созреет много горошин.

В. Герои Простоквашино прислали нам горох и фасоль для посева, но они перепутались. А ведь для того, чтобы их посадить, необходимо отделить семена друг от друга.

Исследовательская деятельность.

Цель: обучение детей путём сравнения с помощью тактильных и зрительных анализаторов определению формы, цвета и размера семян; развитие мелкой моторики рук.

Воспитатель вместе с детьми перебирают семена, затем сравнивают горох и фасоль по форме, цвету и величине. Делают вывод о том, что горох зелёного цвета, круглой формы, меньше, чем фасоль. Фасоль белого цвета, овальной формы и больше, чем горох.

В. Ребята, герои из Простоквашино прислали нам инструкцию посадки семян.

Рассматривание схемы последовательности посадки семян.

Цель: ознакомление детей с последовательностью посадки семян.

Воспитатель поочередно выставляет карточки посадки семян и комментирует.

В. Как вы думаете, что здесь изображено? Стаканчик с землёй, в который мы будем сажать горох и фасоль. Для того их чтобы нам необходимо сделать углубление в земле. А как вы думаете, с помощью чего его можно сделать?

(Палочкой, пальцем и т.д.)

Молодцы. Всеми этими предметами можно сделать углубление, мы с вами его сделаем с помощью палочки. Обратите внимание, кончик палочки окрашен в красный цвет для того, чтобы подсказать вам на какую глубину необходимо опустить её в землю. Посмотрите внимательно на следующую схему, на ней с помощью палочки делается углубление. Это углубление называется лунка. Затем опускаем фасоль или горох в проделанную лунку, с помощью грабель присыпаем землёй и поливаем водой.

Молодцы, ребята! Мы познакомились с последовательностью посадки семян гороха и фасоли. А теперь представим, что мы с вами превратились в горошинки…

Практическая деятельность детей по посадке семян.

Цель: формирование навыков правильной посадки семян гороха и фасоли.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает правила безопасности при посадке. Затем дети занимают места в соответствии с условными обозначениями и приступают к посадке культур. Детям предлагается поместить свои стаканчики с посаженными культурами в огород на окне в соответствии с табличкой фасоль, горох.

Фиксация в дневнике наблюдений тётушки Совы.

В. Так как мы заботливые и внимательные, то будем отражать свои наблюдения за ростом наших растений в дневнике мудрой тётушки Совы.

Дети отмечают первый день посадки и карточку со своими наблюдениями помещают в дневник.

В. Ребята, справились мы с работой? Всё у нас получилось? (Ответы детей.) А теперь нам нужно передать сообщение в Простоквашино.

На экране появляется тётушка Сова.

В. «Уважаемая тётушка Сова! Отправьте сообщение в деревню Простоквашино о том, что просьбу дяди Фёдора и его друзей мы выполнили. Когда соберём урожай гороха и фасоли, мы обязательно отправим посылку в Простоквашино.»

Тётушка Сова. Спасибо, ребята, за помощь! Я обязательно передам ваше сообщение. До свидания, мои юные друзья!

Заключительная часть.

Рефлексия.

В. Молодцы ребята! Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей.) Чем мы сегодня занимались? Что сажали? Что необходимо для роста растений? А какое у вас сейчас настроение? Спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Консультация для  родителей «Огород на подоконнике»

      Огород на подоконнике в домашних условиях способствует развитию любознательности и  наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.  Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями.  Огород  на  подоконнике   прежде всего должен помогать в развитии детей.     Поэтому родителям следует выбрать для посадки лук-репку, дольки чеснока, семена фасоли, укроп,   корнеплоды свёклы, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду.

    За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике наблюдений.  Можно зарисовать и фотографировать.    Дети 5-7лет могут делать это сами. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал. Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность. Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет;  для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — землю, тепло, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают очень многого — на конкретном примере  убеждает детей в значимости  отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений. Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

 

 

 

Приложение 4

Опыты и эксперименты с растениями:

№1 Опыт-наблюдение «Может ли растение дышать?»

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

Материал: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.

Ход: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.

Через семь дней листок пожелтел.

Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.

№ 2 «Как изменяется цвет растения?»

Материалы: красный пищевой краситель, растение сельдерей, прозрачный стакан воды, пипетка, ножницы, лупа.

Ход эксперимента:

• Возьмите веточку сельдерей, поставьте её в прозрачный стакан с водой, возьмите красный пищевой краситель и добавьте 10 капель красителя в стакан с водой, тщательно перемешайте.

• Наблюдайте 2 дня за изменением цвета сельдерей и появлением на лепестках красных полосок.

• Вытащите растение из воды, возьмите ножницы, отрежьте маленький кусочек (длиной 3 см) от конца веточки сельдерея.

• Найдите маленькие красные точки по краям этого кусочка. Для того, чтобы было лучше видно, возьмите лупу.

• Как вы думаете, почему окрасился сельдерей?

• Как мы получили красные полоски на растении?

Вывод: Растение берут большую часть воды из почвы. Вода попадает в них через корни и двигается дальше через крошечные отверстия в стебле к листьям и другим его частям. Благодаря проведенному опыту, мы определили, как окрасилось растение.

№ 3. «Как кожица растений (эпидерма) помогает им сохранять воду?»

Материалы: губка для мытья посуды, 2 тарелки, желе любого вкуса, кувшин с водой.

Ход эксперимента:

• Разрежьте губку для мытья посуды пополам.

• Положите 1 половину губки на тарелку.

• Покройте большую часть другой половины губки тонким слоем желе.

• Положите губку с желе намазанной стороной вниз на другую тарелку.

• Налейте немного воды на каждую половину губки. Когда они полностью промокнут, вылейте лишнюю воду из тарелок.

• Раз в день проверяйте влажные ли нижние части губок. Как скоро они высохнут? Какая из них высохнет быстрее?

Вывод: все растения «теряют» воду через листья и стебли. Листья многих пустынных растений покрыты тонким, мягким слоем. Вследствие опыта, мы определили, что этот слой (желе) помогает растениям сохранять воду.

№4 Как луковица реагирует на свет.

Провести этот опыт нам помог случай: у меня на балконе всю зиму ждала своего часа луковица гиацинта. Лежала она в закрытом шкафчике, в полной темноте и сухости, и я и думать о ней забыла. А когда делала весеннюю уборку, то обнаружила, что она дала росток. Но что это был за росток? Сам на себя не похож - совершенно желтый!

Когда же мы с Катей посадили бедненькую луковицу в землю и поставили ее на яркое весеннее солнце, то уже на следующий день росток стал насыщенно зеленым, а луковица стала стремительно прорастать и даже дала цветочный бутон. Вот сколько сил у нее появилось на солнышке!

 

 

Что же произошло с ростком под действием света? 

В нем стал вырабатываться хлорофилл - пигмент, придающий зеленую окраску растениям. Именно при его участии в тканях растений из углекислого газа и воды под действием света вырабатываются полезные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Если сказать совсем упрощенно, то растение с помощью хлорофилла "кушает" :) Если нет солнечного света, то нет хлорофилла, и тогда растение будет "голодное" и "бледное". В конце-концов, оно "заболеет" и погибнет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Трудовое занятие «Ухаживаем за посадками»

Цель: закреплять умение правильно подбирать инструменты для каждого растения, развивать умение пользоваться инструментами по уходу за растениями, воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей в процессе труда.

Материал: инструменты, фартуки, тазик с водой

Ход занятия:

1. Вступительная беседа:

«Посмотрите, ребята, на наши растения. Посмотрите, какое у них настроение (грусть). Как вы думаете, почему? Что нужно сделать для этого»

2. Вопросы:

- в каком виде ухода нуждается каждое растение?

- с помощью чего мы будем это делать и как?

- какие инструменты понадобятся для ухода?

- кто что будет делать?

3.Показ:«Чтобы было довольные наши растения нужно осторожно рыхлить землю, не повредив корня, и аккуратно его поливать»

4.Помощь детям: что-то тяжелое убрать, перенести, совет

5.Подведение итога:

«Егор что ты сегодня делал? А Денис чем занимался? Как вы думаете, мы справились с работой? Почему?

6. Общее поощрение, уборка инвентаря.

 

Трудовое занятие «Такие разные растения»

Цель: развивать умение различать разные растения, закреплять разные виды ухода за ними, воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей в процессе труда

Материал: инструменты, фартуки, леечки.

Ход занятия:

3. Вступительная беседа: посмотрите, ребята, на стол.

4. Вопросы:

- чем различаются эти растения?

-какой вид у листьев?

- какие виды ухода нужны?

- что нужно для этого?

- кто что будет делать?

3. Составление модели строения растения

4.Игровое упражнение по моделям «Собери правильно»

5. Составление модели «Потребности растения»

6. Рассказ детей по моделям

7. Подбор инструментов для ухода за растениями

8. Подведения итогов.

 

 

Приложение 6

Художественное слово.

(в сокращении, продолжение в папке «Художественное слово»)

Загадки про овощи, растения, растущие в огороде.

Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева - свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород)

 

Он в пупырышках, зеленый,

Часто в парнике растет.

Маринованным, соленым

Станет он под Новый год. (Огурец)

 

Вырастал в жару и слякоть

Этот горький корнеплод.

Хоть заставит нас поплакать,

Но от гриппа он спасет. (Лук)

 

Вот любимый вкусный овощ.

Это - чипсы и гарнир.

В бедный дом придет на помощь,

А в богатый дом - на пир. (Картошка)

 

Это овощ с круглым боком

И с бордовым сладким соком.

Если хочешь есть борщи,

То ее скорей ищи. (Свекла)      ….. 

Пословицы и поговорки обо всех овощах.

Всякому овощу свое время.

Овощи хороши во щи.

Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.

Пословицы и поговорки о капусте

Капуста не пуста, сама летит во уста.

Пословицы и поговорки о свекле

Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.

Красна свекла, хоть и в черной земле растет.

Без свеклы борща не ищи.

Пословицы и поговорки о моркови

Огуречик в кадке, а морковь – на грядке. Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.

Стихи про сад, огород

Что такое огород?

 Овощей хоровод.

 Дыни сладкие,

 Помидоры гладкие.

 С клубникой грядки,

 Грабли и лопатки.

 Лейка с дождём.

 Улитка под листом.

 А под землёй крот

 Устроил ход.

 Ещё для порядка

 Сторож Ванятка -

 Пугало сердитое,

 Соломою набитое.

***Чудо-огород

Удивляется народ:

 Что за чудо-огород?

 Здесь редис есть и салат,

 Лук, петрушка и шпинат.

 Помидоры, огурцы

 Зреют дружно - молодцы!

 И картофель, и капуста

 Растут на грядках густо-густо.

 И все дружно говорят:

 "Мы растём здесь для ребят.

 За усердие и труд

 Урожай весь соберут".

*** 

Не ленись, моя лопатка,

 Будет вскопанная грядка.

 Грядку граблями пригладим,

 Все комочки разобьем,

 А потом цветы посадим,

 А потом водой польем.

 Лейка, лейка, лей, лей!

 Грядка, грядка, пей, пей!

***Угадал

 Я забрался в огород,

 Зонт зеленый там растет.

 Кто-то хитрый под зонтом

 Отыскал тенистый дом.

 - Эй, ты кто? – ищу, зову,

 Разгребаю я ботву.

 Вот он, вот он, мой хитрец – вкусный, спелый огурец!

Приложение 7

Алгоритм посадки, роста и ухода за растениями.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Сказки.

Большая история маленьких экочеловечков

Давным-давно, когда по земле не ступала еще нога человека, а деревья были такими высокими и мощными, что их раскидистые кроны налегали друг на друга и царапали своих соседей густыми ветвями, существовала прекрасная страна. Там все растения росли крепкими и здоровыми, не ведая ни усталости, ни болезней; солнце ласково согревало каждый уголок земли и каждую травинку; все насекомые приносили природе только пользу, помогая размножаться и маленькому цветку, и высокому дубу.
Но однажды случилось несчастье: в лесу завелись жуки-короеды. Нашли они один слабенький, болезненный сам по себе вяз, принялись выжимать из него все соки. Прикончив его, принялись за другие растения. Сколько крепких сосен, никогда не знавших болезней, поточили они изнутри, сколько полегло раскидистых елей от кровожадных лап и зубцов короедов! Никакой на них нельзя было найти управы; а между тем деревья все гибли и гибли. Поредел лес, заболели и иссохли ясени, пораженные тем же недугом, что и их предшественники. Даже старый могучий дуб весь будто сгорбился, снедаемый изнутри паразитами.
Стала матушка-природа горевать да думать, чем же помочь своему лесу, как избавить его от жуков? Думала, думала и наконец, придумала. Взяла она комочек плодородной земли со своих владений, каплю свежей росы и лепесток ромашки (которая была, как известно, символом чистоты и тепла). Слепила она из всего этого маленькую человеческую фигурку, а солнце вдохнуло в нее жизнь и энергию. Так и появился на свет маленький эко человечек, будущий защитник леса. Но разве одному ему справиться с кровожадными жуками? «Не справиться!» - решила матушка-природа и создала целое семейство экочеловечков. Поселились эти маленькие существа возле тихой, но довольно глубокой реки, на поверхности которой солнце так играло днем бликами, что можно было ослепнуть от такого сильного блеска. Почему они живут именно там? Скоро узнаете.
Едва наступила ночь, как экочеловечки выдвинулись в лес на защиту деревьев. Они знали, что все жуки в это время уснули, а их потомство лежит под корой пораженных деревьев, ожидая своего часа. До самого рассвета эти маленькие, но сильные существа сдирали с больных ветвей и стволов кору, пока наконец, все деревья не остались без своей «одежды», а личинки не погибли. Очнулись утром короеды, увидели, что потомство их мертво, а есть совсем нечего, да так расстроились, что половина из них померла от горя, а вторая половина ушла из леса, чтобы найти себе новое пристанище. Да и поделом им.
Вот так экочеловечки и стали своеобразными санитарами окружающей среды. Если где-то случится беда, все насекомые зовут именно их, чтобы разрешить возникшую проблему и избавиться от вредителей. Потому-то и называются они эко-, от слова «экология».( Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой).
Никто не забыл о том, что наше большое семейство маленьких спасателей живет на хорошо освещенной солнцем местности рядом с водой? Это всебыло сделано вот для какой цели. Как вы помните, короеды погубили большое количество деревьев, и лес значительно поредел. Чтобы восстановить баланс, матушкой-природой была придумана такая вещь: экочеловечки могли выращивать на себе растения (этому способствовал солнечный свет, достаточное количество воды, а также тот факт, что состояли человечки из плодородной почвы), которые прорастали из их головы, а потом пересаживать их на землю. Спустя некоторое время лесные поляны вновь зазеленели, заполнились сильными деревьями с густыми ветвями. Но на этом экочеловеки останавливаться не стали: они и по сей день занимаются своим главным предназначением - лечить и создавать растения, чтобы обеспечить себе и окружающим хорошую жизнь в их прекрасной стране.

Сказка о полезных овощах.

Мария Шкурина.

Сказка для тех деток, у кого проблемы с едой. Она подойдёт детям от 3,5 лет, заодно побеседуйте с ребёнком о полезной и неполезной пище. Помните, что рассказывая терапевтическую сказку, не нужно использовать имя своего малыша. История должна происходить с другим ребёнком.

Сказка о полезных овощах

Как-то летом гостил Серёжа у бабушки в деревне. Хорошо в дерене — солнышко, речка, чистый воздух. На улице можно играть с ребятами с утра и до самой темноты! Только вот часто Серёжа с бабушкой ссорился. А всё почему? Бабушка для внука готовила вкусные  обеды из фруктов и овощей, а мальчик их есть не хотел. «Это я не люблю. Это я не буду. Вот это красненькое я не ем! Вон то зелёненькое убери!» — вот что слышала бабушка каждый раз, когда уговаривала мальчика сесть за стол. Бабушка расстраивалась, да и самому Серёже было неприятно её обижать, но вот ничего поделать с собой он не мог.

Одним утром, перед завтраком, вышел мальчик во двор, с солнышком поздороваться. Вдруг услышал Серёжа со стороны бабушкиных грядок с овощами чьи-то голоса. Огляделся он, нет никого. Подошёл поближе к грядкам и рот разинул от удивления. Это разговаривали друг с другом овощи на грядках. Да не просто разговаривали, а спорили.

— Я самый главный! – заявлял картофель. – Я лучше всех овощей насыщаю, даю силы на целый день!

— Нет, я самая главная! – не соглашалась оранжевая морковка. – Знаете, сколько во мне витамина – бета-каротина? Он очень для глаз полезен. Кто будет его много кушать, тот до самой старости будет видеть хорошо.

Слушает Серёжа морковку, а сам головой кивает. Вот оказывается, почему бабушка так хорошо видит, и не надевает очки даже когда шьёт или вяжет. Она, наверно, морковку любит.

— Не только ты, подружка, богата бета-каротином, — ответила тыква. – И во мне его много. Как и других полезных витаминов! Я помогаю человеку бороться с осенними болезнями, когда на улице сыро и ветер. Во мне и витамин С есть!

— О, если зашла речь о витамине С, то это вы ко мне обращайтесь! – рассмеялся мясистый сладкий красный перец. – Во мне его огого сколько! Больше чем в лимонах и апельсинах! При простудах помогает, организм укрепляет.

— А я вообще один из самых полезных овощей! – улыбнулась кудрявая капуста брокколи, поправляя свои зелёные листочки. – И чего во мне только нет! Хоть вари меня, хоть сыро кушай – сплошные витамины! А вкус! Знаете, какой из меня супчик получается?

— Ну-ну, друзья, не горячитесь, — сказал басом лук. – Разве вы не слышали поговорку «Лук от семи недуг»? Это про меня. Значит, что я от многих болезней человека могу вылечить. Да и вообще меня во все блюда добавляют. Без меня они не такие вкусные.

Тут вдруг овощи заметили, что за ними наблюдают и разом затихли, как будто только что не спорили друг с другом.

— Вот чудеса! – прошептал Серёжа, и тут бабушка позвала его завтракать.

Мальчик понял, что ужасно проголодался и побежал мыть руки. По пути он вспоминал, что сегодня приготовила бабушка на завтрак. А когда вспомнил, что она говорила про тыквенную кашу, обрадовался. Теперь-то он всегда будет кушать бабушкины супчики, кашки и салатики и станет сильным, ловким и здоровым.

Овощная сказка для дошкольников

Автор: Костоусова Ольга Николаевна
Описание: Авторская сказка познакомит детей с приключения в городе овощей. Данный литературный материал можно использовать для развития воображения и фантазии, а также как сюжет для создания творческих работ
          В зеленом царстве-государстве жил да был синьор Кабачок. Он был очень важный, упитанный и немного неуклюжий.
Он очень любил свое царство-государство, но больше всего на свете он любил греться на солнышке и толстеть.
У него дочь – прекрасная принцесса Патиссон. Она любила гулять на зеленой полянке, петь песенки и танцевать. Слышите, она поет: ля-ля-ля-ля.
А еще во дворце жил охранник – синьор Картофель. Он очень хорошо делал свое дело, охранял царство – зеленое государство, чтобы никто чужой не пробрался, не вырос на чужой территории.
Синьор картофель был угрюмый и немного суровый. 
Еще он присматривал за принцессой Патиссон, чтобы она не ходила далеко, в ямку не упала, ножку не сломала.
Все было тихо и спокойно в царстве – зеленом государстве.
Недалеко, за поляной, на простом огороде жили простые овощи: свекла – «Бардо», которая каждый день из своей косы делала самые забавные прически, малышка – морковка, перец зеленый, старичок-баклажан, да лучок – зеленый стручок.
Лучок очень любил играть, но все, с кем он заводил дружбу, вдруг начинали плакать, тереть глаза, зажимать нос и убегали.
- Какой я несчастный» - говорил лучок, - со мной никто не играет, от меня идет горький луковый запах, и все начинают лить слезы. Я приношу несчастье.
И лучок гулял один в полном одиночестве. Гуляя один, он думал о друге. И вдруг на поляне он увидел незнакомку. Это была принцесса Патиссон, она вышла погулять перед сном.
- Кто ты? Спросила она, - как тебя зовут?
- Я Лучок, а ты кто?
- А я принцесса Патиссон. А почему ты такой грустный?
- Со мной никто не хочет дружить, потому что я горький. Вот и ты сейчас заплачешь.
- Нет, я не буду плакать, я буду петь песенки.
Они взялись за руки и закружились под веселую песенку Патиссон.
Все это увидел охранник Картофель и доложил синьору Кабачку.
- Глубокоуважаемый синьор Кабачок! Ваша дочь принцесса гуляет неизвестно с кем, с простым овощем.
- Как? Я не позволю, немедленно привести ее в царство, зеленое государство и запереть.
Патиссон стояла одна у раскрытого окна и думала о добром новом друге. Она загрустила, ничего не ела, похудела и заболела.
- Апчхи! Апчхи!
- Беда! Беда! Заболела дочь – принцесса Патиссон! Кто вылечит мою дочь, кто спасет ее? – кричал в отчаянье синьор Кабачок.
- Я вылечу принцессу - сказал Лучок. Она поправится. 
Он пришел к принцессе – принцесса чихала, из глаз ее текли слезы.
Лучок стал снимать со своей головы чешуйчатые шляпки – и вся комната наполнилась горьким луковым запахом.
- Потерпи еще немного, и ты будешь здорова.
- Я уже здорова – сказала принцесса. А слезы – это слезы радости. Спасибо тебе, что ты вылечил меня.
Синьор Кабачок смутился и на свадьбу согласился. Всех на свадьбу пригласил, никого не позабыл.
А Лучка назначил главным лекарем в царстве, зеленом государстве.
Тут и сказочке конец.