Психологические особенности
детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется
как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным
этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и
совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма,
развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов
центральной нервной системы. Характерной особенностью
данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных
психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Внимание. Если на протяжении
дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание,
то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание.
Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на
определенных предметах и объектах. Память. К концу
дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой
памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Развитие мышления.
К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие
наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что
способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства
и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения,
обобщения, классификации. Развитие воображения.
К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому
способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность
представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к
концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается
способность использовать в активной речи различные сложнограмматические
конструкции. Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна
эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Психическое развитие и
становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с
развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется
самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок
сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок
становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время
занимает в семье, в детском коллективе сверстников. У детей старшего
дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего
социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего
новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7
летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен»,
«я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Ребенок 6 – 7 летнего
возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые
подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы. Осознание своего «я» и
возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста
порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является
главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу
дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него
появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять
доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок
стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что
является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического
развития детей 6 – 7 летнего возраста. Успешность обучения во многом зависит от степени
подготовленности ребенка к школе. Готовность к школе
включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую
готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма,
его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные
умственные и физические нагрузки. Что же включает в себя
психологическая готовность к школьному обучению? Под психологической
готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно
сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для
освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве
сверстников. Составными компонентами
психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная,
социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность. Внутренняя психическая
жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной
характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и
от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет
зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении. Мотивационная
готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного
интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в
учении. Социально-личностная готовность
характеризуется сформированностью внутренней
позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции –
«позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей.
Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к
учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и
результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания. Также
социально-личностная готовность включает сформированность
у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и
взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам
деятельности. Интеллектуальная
готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности
обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных
психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей
действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать
причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на
основе имеющихся данных. Важной составной частью психологической
готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность,
которая включает сформированность определенных
навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания.
Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной
активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования
учителя. Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия:
способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план
действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае
необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего
действия. Сформированность
компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой
поведенческой саморегуляции, которые необходимы для
успешной учебной деятельности. Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим
умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику Общая эрудиция. Первоклассник должен
иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их
признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь,
посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения. Математические знания. Ребенок должен знать: Ø цифры и знаки «+» и «-»; Ø смежные числа в пределах 10 «соседи числа»; Ø количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа); Ø знать простейшие геометрические фигуры. Ребенок должен уметь: Ø читать числа до 20; Ø считать до 20 (прямой и обратный счет); Ø решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание; Ø ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну
тетрадную клеточку»; Ø решать примеры в пределах 10 (или 20); Ø пользоваться часами без секундной стрелки. Требования к уровню устной грамотности. Ребенок должен знать: Ø алфавит; Ø средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса); Ø ряд стихов, потешек, загадок, считалок. Ребенок должен уметь: Ø проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и
называя все звуки в слове; Ø различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки; Ø выделять ударение в словах; Ø устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста); Ø обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова. Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования,
предъявляемые к речи): Ø ясное произношение всех звуков родного языка; Ø умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи:
быстро – медленно – быстро; Ø использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь
выразительно прочитать стихотворение; Ø должен быть сформирован уровень культуры речевого общения; Ø должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без
извинения двух говорящих людей; Ø ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов,
перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы; Ø уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения. Требования к уровню грамматических навыков: Ø развитие мелкой моторики пальцев рук; Ø умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти; Ø умение правильно держать руку, карандаш, кисть. Требования к уровню развития мышления и воображения: Ø умение выполнять действие классификация; Ø умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие; Ø умение строить простейшие умозаключения. |
|
|