Консультация
для родителей
«Развитие
математических способностей у дошкольников 4-5 лет»
Математика- эта такая
сложная наука для многих взрослых, может совсем легко даваться многим
пятилетним малышам. Расположение предметов: внизу справа, спереди… для детей не
проблема. Они легко с этим справляются.
У
ребят развивается логическое мышление, они могут уже ответить на сложные
вопросы. Например, Можно ли летом кататься на лыжах и снегоходах? Зачем зимой
включают обогревательные приборы? Почему летом нужно надевать панамку? …
Обучению
дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано
целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением
внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в
связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры. Надо ли
заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие и педагогов и родителей
должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность
испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к
самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к
математике.
Черпать свои знания по математике ребенок
должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей
повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на
первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь
родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания
собственного ребенка.
Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хотим
напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение
заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
Обсуждение
заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят
каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра-дело
добровольное! Пожертвуйте ребенку немного своего времени, и не обязательно
свободного; по дороге в детский сад или домой; на кухне, на прогулке и даже в
магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП, для
детских садов, выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина»,
«Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Всем этим понятиям вы можете
уделить внимание и в повседневной жизни. Обращайте внимание детей на форму
различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки
круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для
старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной
предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у
них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя,
пусть ребенок покажет их. И чего по одному. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно
поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека.
С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и
груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Это можно сделать
без счета, путем парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить
числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое
количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2
башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой
рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите
его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту
употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики,
полотенца, например), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще -тоньше
(колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки,
куклы, машины), различной длины и толщины (палочки, карандаши, куски веревок,
ниток, полоски бумаги, ленточки...) Ребенок должен к школе пользоваться
правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание
детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий
хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте
все вокруг по величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте
внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных
ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на
телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер
машины.
Поиграйте
в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите
поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот
момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился
непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла. Дети учатся не только
считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.
Обращайте
на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева,
справа от него, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те
или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня,
что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а
какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце
праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру
«Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый.
Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась,
В непосредственной обстановке, на кухне, вы
можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по
вместимости разные кастрюли и чашки.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя
небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим
математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и
развивая интерес к математике.