Родительское собрание "Игры и игрушки в жизни ребенка"

Цель:
– просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников;
– расширять знание родителей об особенностях игры в младшем дошкольном возрасте.

Задачи:

1.     развитие навыков группового взаимодействия;

2.     познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком;

3.     3. воспитание познавательного интереса к освещенной теме.

Методические приемы: монологические высказывания, диалог, ролевая игра, анализ результатов.

Оборудование: мультимедиа проектор.

Структура родительского собрания:

1.     Вводная часть

2.     Основная часть

3.     Заключительная часть

План проведения:

1.     Активизация мыслительной деятельности, создание рабочего настроения.

2.     Установление контакта между участниками группы (игры на сплочение и объединение).

3.     Выступление мед. Работника.

4.     Особенности игры в дошкольном возрасте

5.      Какие же игрушки нужны малышу? Вред и польза игрушек.

6.     Подведение итогов, обратная связь.

Ход:

1. Вводная часть.

Приветствие. Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня у нас родительское собрание по теме «Игры в жизни вашего ребенка». Давайте знакомиться.

Упражнение “Знакомство”.

Каждый участник представляет себя следующим образом: называет свое имя, на эту же букву любимое блюдо и город.( Пример: Ольга, окрошка, Оренбург).

     1Выступление мед. работника.

    2 Особенности игры в дошкольном возрасте.  И сейчас я вам хочу рассказать кратко об особенностях  игры, в дошкольном возрасте ориентируясь на возрастные особенности ваших детей. Рассказ свой мне хочется начать с высказывания Сухомлинского  “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития”.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют колоссальное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

      Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно они любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки мамина косметика и папины инструменты. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться со взрослыми и с детьми. Очень полезны для детей такие игры,  которые дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной, крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности и др. Все органы чувств, данные нам природой, обязательно должны работать, а для этого им необходима “пища”. Поэтому-то так важно научить ребенка получать информацию извне, при помощи как можно большего количества анализаторов. Взрослые должны организовать среду вокруг ребенка таким образом, чтобы он получил возможность развивать эти анализаторы. Ребенку нужно научиться переживать различные телесные ощущения, знакомиться с разными запахами, звуками и т. д. В процессе такого экспериментирования у ребенка рождаются новые ощущения, появляется новый опыт, происходит сенсорное развитие. Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться

    Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

– Вспомните, пожалуйста, а какие игрушки были у вас в детстве?
– Назовите свои любимые игрушки?
– Как вы думаете, а какие игрушки нужны вашим детям? Какие вы приобретаете игрушки своим детям?
– Как вы считаете, сколько должно быть у вашего ребенка игрушек?

Детский психолог А. С. Спиваковская на этот вопрос отвечает так: “Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения”. Объем внимания ребенка еще невелик, поэтому большое количество игрушек отвлекает его. Взяв в руки мяч, ребенок тут же перед собой видит интересную машинку, и желание играть с мячом у него пропадает. А если рядом с машинкой лежит старая погремушка, то и машинка оказывается в стороне. Вот и создается впечатление, что ни одна из имеющихся игрушек не подходит малышу.

 3 Какие же игрушки нужны малышу? Вред и польза игрушек.

Приобретение игрушек для малыша – одна из приятных и вместе с тем чрезвычайно сложных задач, стоящих перед родителями. С одной стороны, изобилие кукол, машинок, паровозиков, меховых зверюшек на прилавках магазинов радует наш глаз. Но с другой стороны, делая покупку, бывает трудно сориентироваться, разобраться и выбрать ту единственную и нужную игрушку, которая будет в полной мере способствовать физическому и умственному развитию малыша, учитывать его возрастные особенности и, возможно, станет самой любимой. Ведь очень часто понравившиеся нам игрушки, к сожалению, не привлекают внимание ребенка, а какой-нибудь сломанный паровозик, который мы давно собираемся выбросить, является любимой игрушкой нашего сынишки. А бывает и так: весь дом заполнен игрушками, но малыш с ними не играет... Вернее, он с радостью встречает каждую новую игрушку, но проходит совсем немного времени, и он ее забывает. Мама и папа, думая, что имеющиеся игрушки чем-то не подходят их ребенку, покупают все новые и новые. Многие родители понимают, что совсем не обязательно и даже не желательно иметь в доме большое количество игрушек. Главное, чтобы все они были в какой -то степени полезными, а не пылились на полках или в ящике.

Итак, существует классификация детских игрушек.(слайд3)

Итак, какие существуют правила выбора детских игрушек?

Выбирая игрушку ребенку, следует учитывать его возрастные особенности.  Выбирая игрушку малышу, следует учитывать его возрастные особенности. Размер игрушки не должен быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. Ребенку будет неудобно, а иногда и невозможно, держать в руках, например, огромного мехового медведя, и он может почувствовать себя неуспешным. А ведь нам, взрослым, иногда кажется, что чем крупнее игрушка, тем больше она поразит воображение нашего ребенка. Слишком маленькие игрушки (мелкая мозаика, маленькие шарики, игрушки из “Киндер-сюрпризов” и др.) также не рекомендуется давать маленьким детям, так как малыш может проглотить их.

По педагогическому назначению игрушки условно делят на:

Слайд 4   развивающие первоначальные движения и восприятия(пирамидки ,кубики, пальчиковый театр, вкладыши, настольный театр и тд.

Слайд5 знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира(куклы. кукольная мебель, фигурки животных, транспорт и тд)

Слайд 6 способствующие умственному развитию(настольно- печатные, развивающие игры и тд)

Слайд 7 знакомящие с трудовыми процессами и развивающие трудовые навыки(набор слесарный, парикмахерская, набор доктора, набор хозяюшки, посуда и тд)

Слайд 8 способствующие художественному и музыкальному развитию (мозаика, пальчиковый театр, муз.инструменты и тд)

Слайд 9 способствующие физическому развитию   Игрушки для детей 3–4лет в первую очередь должны способствовать развитию бега, крупной и мелкой моторики и речи. Для развития бега подойдут мячи или шары средних размеров, различные игрушки на колесиках, где можно привязать веревочку – чтобы ребенок бегал с ними и оглядывался назад.

 

Слайд 10 развивающие жизнерадостность и чувство юмора(юла игрушки-прыгунки и тд)

Слайд 11 Тест «Игра и игрушки в нашей семье» (проводится тест) слайд 12-результаты теста.

Слайд 13 Мы провели анкетирование по теме родительского собрания, результаты на слайде.(анализ анкет показал..)

   Итак, игрушки должны соответствовать возрасту.    Помните, что от  игрушки  польза и вред одинаково возможны.

            Не забывайте, что ребенок все тащит в рот. Это означает, что всегда существует риск попадания в дыхательные пути мелких деталей конструкторов, снятых с машинки колесиков, миниатюрных верхушечек пирамид, элементов паззлов и прочего. Кроме того, и материалы, использованные для создания игрушки, в том числе краски и другие декоративные покрытия на них, будут слизаны, сгрызены, а это уже может привести к отравлению.

   Не забывайте, что ребенок силен. Он может гораздо больше, чем вы в состоянии предположить. Поэтому изымайте своевременно из обихода старые игрушки, особенно те, которые могут рассыпаться, развалиться, раскрошиться.

   И еще. Навязывая ребенку информацию, которая ему не по возрасту – а значит, не по силам, – вы отбиваете у него интерес к ней и на будущее. Не редки случаи, когда усердные папы и мамы, пичкая детей буковками на кубиках (в книгах, на лото…) и повторяя им по десятку раз свое «смотри, это – А», вызывают столь глубокое неприятие кубиков (книг, лото…) вообще и букв в частности, что потом  не могут заставить ребенка выучить алфавит.

4  Музыкальная игра «У жирафа пятна..»

5 Разное.

Наше собрание подошло к концу. Спасибо Вам за то что вы пришли. До новых встреч.