Балабова О.Ю.

Детский сад №3 «Золотой ключик»

 

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»

 

Введите в мир театра малыша,

и он узнает,

как сказка хороша.

Проникнется и мудростью и добротой,

и с чувством сказочным пойдет он

                                                                                    жизненной тропой.

       В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны- куклы Барби и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общества, без которого не возможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Да, наше время - время стрессов, резких взлетов и еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

        С января 2014 года в системе дошкольного образования вышел

нормативный документ, который стал определяющим в принципах и подходах организации современного дошкольного образования – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Пункт 1.6. настоящего документа гласит «Стандарт направлен на решение следующих задач», одной из которых является - «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

      Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, развития его коммуникабельности. Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера.

       Театрализованная деятельность позволяет решать все педагогические задачи,  поставленные в образовательных областях

   «Речевое развитие» - Во время работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь

ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. 

         «Социально-коммуникативное развитие» -Каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную

направленность (дружба, доброта, честность, смелость и. т. д.). Благодаря

сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. «Познавательное развитие» - Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. «Физическое развитие» - Театрализованная игра помогает детям снять мышечное напряжение и дает заряд положительных эмоций, как физкультурное занятие. Игры с театральными куклами развивают мелкую моторику рук.

«Художественно-эстетическое развитие» - Кукольный спектакль тесно связан с пением, музыкой, движением под музыку. Красивые куклы,

красочные декорации – все это, несомненно, заставляет детей любоваться,

получать эстетическое удовольствие, порождает в детях желание создавать и

творить прекрасное, способствует формированию творческой личности.

 

   Для успешной работы в группе создана предметно-пространственная среда:               оборудован театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации.            Кроме того, существует театральная зона, где имеются наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.  (СЛАЙД)

         Основными направлениями работы с детьми являются:

1.«Театральная игра» - направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

          Все игры этого раздела делятся на два вида:

1) Общеразвивающие игры.

2) Специальные театрализованные игры.

 2.  «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных психомоторных способностей дошкольников. 3.«Креативная гимнастика» - предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. (Слайд)

4.«Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией.

 5.«Музыкальное творчество» - включает в себя развитие свободы и выразительности телодвижений, способностей, ловкости и подвижности.

6. «Художественно-речевая деятельность» - объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания,  интонационной выразительности и логики речи. (Слайд)

                    Игры делятся на следующие виды:

1) Дыхательные и артикуляционные упражнения.

2) Дикционные и интонационные упражнения.

3) Творческие игры со словами.

4) Игры-превращения, образные упражнения.

5) Упражнения на развитие детской пластики.

6) Театральные этюды.

7) Пальчиковый игротренинг.

8) Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы.

          Все знают, как дети любят сказки, и всё, что с ними связано!   Сказка всегда, во все времена, имела огромную власть над детским сердцем. В сказках, устоявшихся, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них - основа национальной культуры.

Есть целый ряд сказок о добре, которое всегда побеждает зло; сказок, которые непременно надо услышать в детстве. А уж если детям удаётся быть актёрами и участвовать в сказке, то восторгу нет предела.

      Я хочу представить вашему вниманию наш уголок театра, и виды театров, которые у нас есть.

    Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.   Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

    Театр картинок (настольный театр) – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

           При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

       Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией.

      С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

   Вот некоторые примеры.

Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.(слайд)

Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр – топотушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

 Театр из ложек

Театр  «с посудной полки»

Театр масок

Плоскостной театр

Вязаный театр

Пальчиковый театр

Деревянный театр

Баночный театр

Ладошковый театр

Теневой театр  – волшебство, которое может поселиться в каждом доме. Создать его для ребенка можно своими руками. Куклы для теневого театра могут быть маленького размера – около 5-10 см, а во время представления рост героев можно изменить, приблизив фигурку к экрану или, наоборот, отдалив. (слайд)

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.                                                                                           

      Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.

     Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей.

Прилагаю усилия для того, чтобы родители освоили педагогические умения и навыки.

Для реализаций этих направлений использую:

-беседы с родителями;

-консультации для родителей:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»;

«Здравствуй, театр!»; «Театр дома»; «Театр для малышей».

Практическая часть.(сказка)

    В заключении хочу отметить,  детство - это совсем не маленькая страна -

это огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты:

художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

 

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Прекрасен сказок мир воздушный-

К нему с младенчества привык,

Мне мил и дорог простодушный,

Животворящий их язык.

                                                                              К.М. Феофанов.