Балабова О.Ю.
Детский сад №3
«Золотой ключик»
«Театрализованная
деятельность в развитии детей дошкольного возраста»
Введите в мир театра малыша,
и он узнает,
как сказка хороша.
Проникнется и мудростью и добротой,
и с чувством сказочным пойдет он
жизненной тропой.
В современном обществе резко повысился
социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать
детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность
чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их
сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но
значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Все чаще
они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры
однообразны- куклы Барби и компьютеры не способны компенсировать отсутствие
детского общества, без которого не возможно полноценное психическое и
социальное развитие личности ребенка. Сейчас такое время, когда о чем бы ни
заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все
обрастает массой проблем. Да, наше время - время стрессов, резких взлетов и еще
более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские
мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена
отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на
незащищенное эмоциональное поле ребенка.
Как
уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и
художественному воображению - это путь через игру, фантазирование,
сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
С января 2014 года в системе
дошкольного образования вышел
нормативный
документ, который стал определяющим в принципах и подходах организации
современного дошкольного образования – Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Пункт
1.6. настоящего документа гласит «Стандарт направлен на решение следующих
задач», одной из которых является - «создание благоприятных условий развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Театрализованная деятельность в детском
саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка,
развития его коммуникабельности. Дошкольный возраст является наиболее
ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера.
Театрализованная деятельность позволяет
решать все педагогические задачи,
поставленные в образовательных областях
«Речевое развитие» - Во время работы над
выразительностью реплик персонажей активизируется словарь
ребенка,
совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Исполняемая
роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй.
«Социально-коммуникативное развитие»
-Каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную
направленность
(дружба, доброта, честность, смелость и. т. д.). Благодаря
сказке
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и
выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся
образцами для подражания и отождествления. «Познавательное развитие» - Участвуя
в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. «Физическое
развитие» - Театрализованная игра помогает детям снять мышечное напряжение и
дает заряд положительных эмоций, как физкультурное занятие. Игры с театральными
куклами развивают мелкую моторику рук.
«Художественно-эстетическое
развитие» - Кукольный спектакль тесно связан с пением, музыкой, движением под
музыку. Красивые куклы,
красочные
декорации – все это, несомненно, заставляет детей любоваться,
получать
эстетическое удовольствие, порождает в детях желание создавать и
творить
прекрасное, способствует формированию творческой личности.
Для успешной работы в группе создана
предметно-пространственная среда:
оборудован театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с
различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации. Кроме того, существует театральная
зона, где имеются наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические
изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей
для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений
по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для
развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений. (СЛАЙД)
Основными направлениями работы с детьми являются:
1.«Театральная
игра» - направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства,
способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками
и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела делятся на два
вида:
1)
Общеразвивающие игры.
2)
Специальные театрализованные игры.
2.
«Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных
психомоторных способностей дошкольников. 3.«Креативная гимнастика» -
предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных
упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие
выдумки, творческой инициативы. (Слайд)
4.«Культура
и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией,
четкой дикцией.
5.«Музыкальное
творчество» - включает в себя развитие свободы и выразительности телодвижений, способностей,
ловкости и подвижности.
6.
«Художественно-речевая деятельность» - объединяет игры и упражнения,
направленные на совершенствование речевого дыхания, интонационной выразительности и логики речи. (Слайд)
Игры делятся на следующие
виды:
1)
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
2)
Дикционные и интонационные упражнения.
3)
Творческие игры со словами.
4)
Игры-превращения, образные упражнения.
5)
Упражнения на развитие детской пластики.
6)
Театральные этюды.
7)
Пальчиковый игротренинг.
8)
Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы.
Все знают, как
дети любят сказки, и всё, что с ними связано!
Сказка всегда, во все времена, имела огромную власть над детским
сердцем. В сказках, устоявшихся, проверенных веками, заключена мудрость народа,
который их создавал, в них - основа национальной культуры.
Есть целый ряд сказок о добре, которое всегда побеждает зло;
сказок, которые непременно надо услышать в детстве. А уж если детям удаётся
быть актёрами и участвовать в сказке, то восторгу нет предела.
Я хочу представить
вашему вниманию наш уголок театра, и виды театров, которые у нас есть.
Пальчиковый театр –
способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные
представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию
движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого
театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики
фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному
тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами
стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом
свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования
физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на
формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга
ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает
руку к письму, развивает мышление.
Театр картинок (настольный
театр) –
этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского
сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их
эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в
книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще
большее удовольствие.
При игре в кукольный театр
невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и
сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его,
озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство
русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и
старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время
игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт
общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается
словарный запас.
Игра с куклами оказывает непрямое и
незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести
чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее
уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия
индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать
им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные
чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
С расширением кругозора детей,
сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц,
более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о
театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.
Вот некоторые примеры.
Театр на палочке - вырабатывается
ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на
одном виде деятельности, соотносить движения с речью.(слайд)
Вязаный театр
– развивает
моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие
способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный театр – помогает
учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью.
Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр – топотушки – помогает
расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит
с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка
способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок
избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной
ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты
при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может
передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле
отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей
и так далее.
Театр из ложек
Театр «с посудной полки»
Театр масок
Плоскостной театр
Вязаный театр
Пальчиковый театр
Деревянный театр
Баночный театр
Ладошковый театр
Теневой театр – волшебство,
которое может поселиться в каждом доме. Создать его для ребенка можно своими
руками. Куклы для теневого театра могут быть маленького размера – около 5-10
см, а во время представления рост героев можно изменить, приблизив фигурку к
экрану или, наоборот, отдалив. (слайд)
Таким
образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное
средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также
развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической
основой правильной речи.
Важным направлением в
организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые
привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.
Родители участвуют
в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами
костюмы, помогают в заучивании текстов ролей.
Прилагаю
усилия для того, чтобы родители освоили педагогические умения и навыки.
Для
реализаций этих направлений использую:
-беседы
с родителями;
-консультации
для родителей:
«Развитие
творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной
деятельности»;
«Здравствуй,
театр!»; «Театр дома»; «Театр для малышей».
Практическая
часть.(сказка)
В заключении хочу отметить, детство - это совсем не маленькая страна -
это
огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты:
художественные,
актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому
творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Недаром дети любят
сказку,
Ведь сказка тем и
хороша,
Что в ней
счастливую развязку
Уже предчувствует
душа.
И на любые
испытанья
Согласны храбрые
сердца
В нетерпеливом
ожиданье
Благополучного
конца.
Прекрасен сказок мир воздушный-
К нему с младенчества привык,
Мне мил и дорог простодушный,
Животворящий их язык.
К.М. Феофанов.