Возрастные особенности детей 2—3 лет
В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию,
его поведение носит большей частью непроизвольный характер.
Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить
с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.
В этом возрасте вашему ребенку важно:
|
Много
двигаться, потому
что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает
окружающее пространство. |
|
Освоить
мелкие движения пальчиков
через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей
напрямую связано с развитием мозга и речи. |
|
Как можно
шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии
контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом
возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов
всегда меньше, чем количество понимаемых. |
|
Играть, поскольку именно в игре начинают
активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение,
мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы
взаимодействия. |
|
Продолжать выстраивать
отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от
родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии,
заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех
его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи.
Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют
«рядом, но не вместе». |
|
Получать помощь
взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается,
поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма
аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи. |
|
Иметь достаточно времени для
того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом
возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение,
что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу. |
|
То, что
происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что
непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в
будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не
скоро подарят. |
Вам как его родителям важно:
|
Понимать,
что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами
утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности
организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы
беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно,
если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре. |
|
Предоставить
ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями
конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям
предметами. Обязательно под присмотром взрослого! |
|
Чаще
разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он
видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с
малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее
произносить то, что мама обычно понимала с полуслова. |
|
Предоставлять
возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети
могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части,
перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в
процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его
взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество. |
|
Относиться
к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное
состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда
способен их четко сформулировать и заявить. |
|
Помнить,
что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности
открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать
возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте
через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового. |
|
Понимать,
что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него
существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему
будущему им совершенно не воспринимаются. |
|
Относиться
спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае
возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается
какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень
силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка
следует утешить или переключить его внимание. |